Надежда Лапшина
Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Цель:
Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой.
Задачи:
- приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству;
Публикация «Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- создать у детей интерес к народной игрушке, развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании узоров сарафана для матрешки («Художественное творчество»);
стремление украсить сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, овал);
- учить работать аккуратно;
- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ;
- совершенствовать умение творческого рассказывания; развивать умение последовательно, содержательно, эмоционально рассказать сверстникам о своей работе; закреплять навыки связной речи (Коммуникация);
- продолжать развивать самостоятельность детей, умение соблюдать правила и нормы поведения в игре; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу («Социализация»).
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, чтение стихов и загадок;
Наглядные: рассматривание игрушек, иллюстраций и картин;
Практические: дидактическая игра, рисование, составление рассказа.
Материал: различные игрушки, деревянные матрешки, матрешка с грустным лицом, матрешки для д/и «Кто быстрее?», цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.
од занятия.
Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать. Среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки.
Воспитатель: - А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Носят яркие одежки,
Называются – матрешки.
-Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.
Дидактическая игра: «Самая большая и маленькая»
Цель: развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитатель просит Рому и Юлю показать самую большую и самую маленькую матрешку.
Воспитатель: - А в какие ещё игрушки вы любите играть?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было столько разных интересных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки).
Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали.
Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку).
С тех пор прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
Физ. минутка.
(Дети становятся в круг на ковре)
Мы матрешки-неваляшки (дети идут по кругу)
Мы все умеем делать сами:
Мы топаем ногами
Раз, два, три. (топают 3 раза)
Мы хлопаем руками
Раз, два, три. (хлопают 3 раза)
Киваем головой
Раз, два, три. (кивают головой 3 раза)
Мы руки поднимаем, (поднимают руки)
Мы руки опускаем, (опускают руки)
Мы руки подаем и кружимся кругом. (подают друг другу руки и кружатся в парах)
Дидактическая игра: «Кто быстрее?»
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Воспитатель предлагает двум детям собрать на скорость разрезные картинки с изображением матрешек. Игра проводится 2-3 раза.
Совместная творческая деятельность.
Воспитатель: - Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации).
- Как вы думаете, почему она грустная?
(Ответы детей)
- Оно одна. У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.
(Воспитатель раздает каждому ребенку аппликацию с матрешками, вырезанные из цветной бумаги кружочки, лепесточки, листочки и предлагает детям придумать узор для сарафана матрешки).
Воспитатель:
- Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.
Работа детей за столами (Напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).
После окончания работы воспитатель предлагает желающим рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой?
Рассказы детей.
Подведение итогов.
Воспитатель: - Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой. А теперь давайте все свои матрешки отнесем к подружке. Пускай они вместе водят хороводы.
(Дети со своими работами подходят к главной матрешке).
Мы матрёшки,
Мы сестрички.
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Все работы выставляются на выставке на обозрение гостей.