Алефтина Сабирьянова
Литературная викторина в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина»
Составитель: Сабирьянова А. А.
Задачи:
1. С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, небылицы, заклички).
3. Развивать чувство рифмы.
Публикация «Литературная викторина в старшей группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: книги, два рюкзака, шляпа, игрушка крокодил, цветные камушки, косточка от сливы, игрушки животных (бык, баран, свинья, кот, петух, заготовка для книжки - малышки.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на рюкзачок. Ребята, посмотрите, что это? Это, «волшебный» рюкзачок. Как вы думаете, что в нем? Узнаем мы об этом, если отгадаем загадку: «Языка нет, а рассказывает». Что это? (Ответы детей). Посмотрите, ребята, какие красивые книги у нас. Какие они яркие, аккуратные. Ой, в этом рюкзачке есть ещё и фишки, а предназначены они для самых быстрых, внимательных ребят. Вы хотите, поиграть? (Ответы детей). Игра называется «Литературная викторина». Нам нужно две команды. Ребята, которые сидят слева от меня, будут одной командой, а ребята, которые сидят справа от меня, будут второй командой. Каждая команда придумает себе название. А называться команда может именем героя русской народной сказки или сказочным, волшебным предметом. За правильные ответы вы будете получать по одной фишке. Если кто-то из команды будет выкрикивать с места, то у этой команды будут вычитаться фишки. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди.
Ребята, зачем нам нужны книги? (Ответы детей). Откуда они к нам пришли? Чей труд вложен в подготовку каждой книги? (Ответы детей).
Я вижу, вы многое знаете о книгах, а сейчас с вами поиграем, незабываем о правилах игры, не выкрикивать с места, а поднимать руку.
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей). Какие сказки вам знакомы? Почему сказки называются народными? (Потому, что их сочинил народ). А если их сочинил сказочник, автор, то, как они называются? (авторскими). В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей). Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п. Ребята, что нужно чтобы создать книгу? (Ответы детей).
1. Сейчас предлагаю поиграть в игру «Отгадай сказку».
1. Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и волк.)
2. Ведра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о … Емеле.
3. Шестерых её детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь седьмой в живых остался,
Волку в зубы не попался.
(«Волк и семеро козлят»)
4. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк,
И хотел съесть пирожок? («Маша и медведь»)
5. Бабушка в лесу живёт,
Травы - зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать. Яга.
6. На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
7. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")
8. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
9. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый.
(Айболит).
2. Вы очень сообразительные, вспомнили названия сказок, а вот узнаете ли вы героев сказки? Хотите попробовать? (Ответы детей). Слушайте внимательно.
1.«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
2.«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
3.«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
4.«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
3. Сейчас предлагаю встать и поиграть в игру «Назови и покажи».
1. Змей Горыныч злой, а Машенька (добрая).
2. Заяц трусливый, а лиса (хитрая).
3. Бык и медведь трусливые, а петух (смелый).
4. Теремок маленький, а медведь (большой).
Молодцы, присаживайтесь.
4. А теперь самое интересное задание: я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок.
1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка»)
2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька. («Золушка»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. («Дюймовочка»)
4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко»).
Физкультурная минутка «Сказка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
Присаживайтесь.
5. Назовите второе имя сказочных героев:
Кощей-
Братец-
Иван-
Змей-
Елена-
Сестрица-
Василиса-
Царевна-
Ребята, сказки бывают народные и авторские, а кто пишет рассказы? Как называется профессия людей, которые создают рисунки, иллюстрации в книгах? (Ответы детей).
Ой, рюкзачок мне что-то шепчет. Ребята, он мне говорит, что у него потерялся братишка, который очень похож на него. Попробуем ему помочь? А на поиски пойдут те ребята, у которых имена начинаются на звук «а». Я прошу их встать. У меня для вас есть подсказка, рюкзак находится в группе, в прямоугольном, красном предмете. Вы хотите посмотреть, что находится в этом рюкзаке? (Ответы детей). Здесь находятся предметы, которые пришли к нам из разных рассказов и сказок. Я вам сейчас их покажу, и мы попробуем узнать, откуда они к нам пришли. (Жанр, автор).
6. Цветные камушки.
Крокодил.
Шляпа.
Бык, баран, свинья, кот, петух.
Яйцо.
Туфелька.
7. Ребята, сколько героев в сказке «Зимовье»? Сколько в сказке «Теремок»? Где больше героев, где меньше? Кто самый маленький в сказке «Теремок»? Кто самый большой в сказке теремок? Кто такой медведь?
Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. А рассказы записывают в строчку. Вот так. А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
Кто пишет стихи? (Ответы детей). Я вам предлагаю стать юными поэтами. В стихах созвучны последние слова, мы с вами попробуем подобрать рифму: зайчатки, лисичка, репка, кошка, пирожок….
Молодцы, вы настоящие поэты.
8. Сейчас послушайте: «Рыжая кошка летала по небу. Она махала крыльями и красиво чирикала». Что я вам прочитала? (Ответы детей). Это небылицы. Чем отличаются небылицы от рассказов? (Ответы детей). В небылицах происходит то, чего не может быть. Кто сможет вспомнить небылицу К. И. Чуковского? (Ответы детей-Путаница).
9. Что-то стало пасмурно, солнышко спряталось. Что можно сделать, чтобы выглянуло солнце? (Ответы детей). Рассказать закличку. Что мы с вами делали? Закликали. Какие вы ещё заклички знаете?
10. Вы сегодня меня порадовали, я вижу, что вам понравилось Литературная викторина. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного и познавательного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к книгам бережно.
Сейчас я вам подарю маленькие заготовки для книг. И вы сами можете создать свою личную книжку-малышку. Одновременно побывать и юными художниками, поэтами. А затем подарить своим родным.