Максимова Светлана Вячеславовна
Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи в старшей группе «Чашки для кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Максимова С. В.
Оренбургская область, г. Бузулук.
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие.
2. Вид деятельности детей Продуктивная, познавательно-творческая, речевая, игровая.
Методическая информация
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи в старшей группе „Чашки для кукол“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Чайная посуда, чашки. Рисование
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи «Чашки для кукол».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Групповая деятельность : рассматривание иллюстраций посуды, просмотр презентации «Синь России», беседа, игра.
Коллективное взаимодействие по сбору иллюстраций и фотоматериалов.
Взаимодействие детей с родителями – подготовка к сбору посуды с гжельской росписью, ткань или полотенце с элементами гжельской росписи.
Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации и интерпретации материалов для выставки; коллективное составление информационных справок к экспонатам выставки «Гжель».
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
4. Возрастная группа : Старшая группа
5. Цель: Познакомить детей с характерными элементами гжельской росписи, учить составлять узор по мотивам гжельской росписи, создавать узор на листе в форме изделия (чайной чашки, блюдца).
6. Задачи:
6.1 Закреплять знания детей о цветах и оттенках, умение рисовать кистью разными способами, поощрять творческую инициативу.
6.2 Учить детей составлять композицию, располагая предметы, дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная, при рассматривании предмета учить выделять части, как опознавательный признак).
6.3 Формировать умения рисовать акварелью – одним цветом с разным оттенком, правильное представление о посуде, ее назначении. Формировать у детей целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремление сделать окружающий предметный мир красивым.
6. 4 Активизировать словарь детей: роспись, гжель, бордюры, агашка – гжельская роза (элементы росписи).
6.5 Развивать самостоятельность в украшении посуды.
6.6 Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе с красками, желание доводить начатое дело до конца, эстетические и патриотические чувства.
7. Планируемые результаты:
7.1 Знания детей о характерных элементах гжельской росписи, составление узора по мотивам гжельской росписи, создание узора на листе в форме изделия (чайной чашки); представление о цветах и оттенках; умение рисовать кистью разными способами; проявление творческой инициативы, самостоятельности в украшении посуды.
Проявление усидчивости, аккуратности при работе с красками.
Представление детей о посуде, ее назначении, дифференцирование предметов внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная, при рассматривании предмета выделяют части, как опознавательный признак). Дети имеют целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремятся сделать окружающий предметный мир красивым.
7.2 Проявление интереса к народному творчеству.
7.3 Закрепление словаря детей, как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Оформление выставки «Гжель».
Иллюстрации с изображением посуды с элементами гжельской росписи.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Чаепитие».
Рабочие места для детей.
Организация выставки готовых работ.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Просмотр презентации о гжельской росписи «Синь России».
Рассматривание изделий с гжельской росписью, выяснение основных элементов узора, его цветового решения.
Игровое упражнение «Собери набор посуды».
Сюжетно – ролевые игры «В гостях у куклы Маши», «Чаепитие».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Под музыку дети входят в группу, оформленной в стиле «Выставка гжельской росписи».
Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Очень рада видеть я, всех вас милые друзья! Выходите, встаньте в круг. Слева - друг, и справа – друг (дети улыбаются соседу справа и слева). Друга ласково коснись (выбирают себе пару и берутся за руки, вместе с ним ты покружись. К другу щёчкой прикоснись, подмигни и обнимись!
- Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку гжельской росписи, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного. Проходите, пожалуйста.
- Ребята, посмотрите, сколько красивых предметов. Давайте рассмотрим их. (Звучит тихая музыка, дети рассматривают посуду.)
Воспитатель:
Ребята, послушайте внимательно загадку, и отгадайте:
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела! (чайник)
Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята, а давайте мы сегодня с вами вспомним, с какой посудой мы знакомились? Какие три вида посуды мы уже с вами знаем? (чайная, кухонная, столовая).
-Какую вы знаете чайную посуду? (Дети отвечают).
- Молодцы ребятки, правильно ответили.
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая (чашка).
1.2 Мотивация деятельности детей Внесение кукол.
Воспитатель:
Посмотрите на наших кукол!
Чайник есть у наших кукол,
Есть и чай в коробочке.
Только где же чашки взять?
Гости к ним уже спешат!
- Чайных чашек совсем мало осталось у кукол, на всех не хватает. 1
мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Что же делать? Купить?
(Предположения детей)
Воспитатель:
- Можно, но неужели мы не сможем сделать их самостоятельно. Каждый сделает одну чашку, и их хватит и куклам, и гостям!
- Конечно, все эти предметы посуды можно нарисовать!
Объяснение нового материала.
Воспитатель:
- Как вы думаете, каким узором можно украсить чайные чашки?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, это будет красиво! Давайте распишем наши чашки так, как это делают народные мастера Гжели. Посмотрите, какая у меня красивая посуда! (чашка с блюдцем). Обратите внимание на узоры, которыми украшены изделия и скажите, какой цветок чаще всего рисуют на своих изделиях гжельские художники? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, розу. Только каждый мастер рисует розу по-разному. Да и листья тоже нарисованы неодинаково. Некоторые листья не закрашены полностью, а просто заполнены штрихами. Но красивы и те, и другие.
- Какой цвет используют мастера для украшения своих изделий? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Именно по цвету краски и узору мы отличаем гжельские изделия. Посмотрите внимательно, только ли синего цвета нарисованы узоры? Верно, кое-где синяя краска переходит в голубую. Художник делает голубую краску из синей с помощью добавления воды.
Показ приемов рисования.
Показ педагога процесса разведения водой синей краски, обращая при этом внимание детей на то, что чем больше добавляется воды, тем светлее оттенок краски. Педагог делает пробные мазки разным оттенком краски и предлагает детям найти такие оттенки краски на изделиях.
Воспитатель:
-Давайте украсим белые чайные чашки, которые я принесла для вас, гжельским узором. Посмотрите сначала, как я сделаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть обмакиваю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к украшению моей чашки. Сначала я украшу середину чашки, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать нижнюю часть своей чашки.
Педагог рисует узор кистью, обращает внимание на способы работы кистью: концом кисти – тонкие линии, всем ворсом – широкие, прижимая кисть к бумаге, получаем лепестки и листья (способ примакивания).
- Моя чашка готова. Таким узором украсила эту чашку я, а вы придумаете и украсите чашки своим узором.
Воспитатель:
- На вашем столе у каждого лежит тоже чашка, только ее нужно украсить, чтобы она была такая же красивая, как у настоящих гжельских мастеров. А теперь приступайте вы к украшению чашки.
II. Основная часть:
2.1 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель:
- Какие удивительные узоры на чашках и блюдцах вы составили и запечатлели!
Чайные наборы у всех получились красивые!
Узор этот синий – из Гжели,
Он радует всех красотой.
Взглянем на него
И о море вспомним
Мы вместе с тобой.
- Посмотрите, есть ли одинаковые чашки? Нет! Каждый из вас был настоящим мастером и украсил свою чашку особенным узором. Таким чашкам будут рады и куклы, и их гости. Ведь из украшенной посуды чай пить приятнее и веселее.
Вопросы детям:
- Что вы сегодня составляли из предметов посуды?
- Как называется вид росписи, которым вы занимались сегодня?
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).
- Всех приглашаю на выставку ваших работ в галерею.