Наталия Смирнова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение длинны»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Небольшое вступление) .
В основе моего конспекта очень хорошо разработанное занятие Людмилы Козловой тут Вероятно, кто то воспользуется первоисточником без изменений (мне лично он очень понравился и я многое из него взяла, но я всегда конспекты переделываю под своих детей, переписываю даже свои конспекты для разных групп. Вот и в этом случае что то дописала, что то сократила, добавила игровой момент и сделала небольшую презентацию, что бы педагогу было легче проводить занятие. В презентации несколько стихотворных физминуток, организационный момент (их менять не стала, взяла из первоисточника) и немножко наглядной информации о старинных мерах длинны.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Измерение длинны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Измерение длинны.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.
Методические задачи:
Образовательные:
- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
-Учить измерять меркой.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математике.
- Развивать навыки сотрудничества.
Материалы к занятию : Квадраты разных цветов и размеров, мерки разных размеров и цветов (можно взять линейки разной длинны и цвета, ленты и куски ткани разной длинны и ширины, веревка бельевая или лента длинной 1.5-2 метра, мультимедийная презентация «Измерение длинны»
Методика проведения:
Организационный момент- приветствие: (кадр презентации)
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг-
берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг-
берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг-
качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Но один никто не будет
Мотивационно - ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел сказочный гость (кадр презентации)
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …. (Буратино.)
Ребята, Буратино просит у нас помощи. Оказывается он совсем не умеет сравнивать и измерять длину предметов. Как нам помочь ему? (ответы детей) .
Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат ленты разной длины и ширины. Какая лента длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее? (это значит больше по длине.) - Что значит короче? (это значит меньше по длине.)
А еще у нас на столе лежат квадраты. ( Три квадрата: один визуально сильно меньше, два квадрата почти одинаковые по размеру). Давайте посмотрим, квадраты у нас одинаковые по размеру? (ответы детей). Какой квадрат самый маленький? (ответы детей) А оставшиеся квадраты одинаковые? Как нам узнать, одинаковые они или нет? (ответы детей).
Физминутка «Буратино».(кадр презентации)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А сейчас я приглашаю вас, мои друзья, прогуляться по ярмарке (воспитатель показывает детям на разложенные и развешанные ленты и куски ткани). На ярмарке можно купить красивы ленты в косы и ткани на платья. Только вот как нам узнать сколько ткани и лент нам надо? (ответы детей)
Воспитатель: (кадр презентации) А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В древности на Руси использовали свои меры длинны. (кадр презентации)
Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,.
(воспитатель берет веревку или ленту и показывает, как отмеряли «локоть», дети считают сколько «локтей» получилось, затем воспитатель просит кого-нибудь из детей промерить веревку локтями и посчитать сколько получилось)
Ребята, веревка у нас одна, а результаты измерения получились разные. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой (кадр презентации)
Воспитатель предлагает детям промерить веревку саженями. Спрашивает их о получившемся результате, почему результаты разнятся.
Примечание: своим детям я рассказала и о маховой, и о косой сажени. Мы даже попробовали ими мерить (в презентации информация есть, но это можно сделать закрепляя с детьми материал во время игры.
Пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. (кадр презентации)
Воспитатель показывает детям измерение пядью, предлагает им самим попробовать измерить.
Воспитатель: Почему получились разные результаты?
Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.
Воспитатель: Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют, называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска.
Воспитатель: Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.
Вот теперь, когда мы знаем, как надо измерять, то можно и на ярмарку за покупками отправиться!
Дети меряют меркой ткани, ленты, сообщают полученный результат.
(Мои ребята так разошлись, что потребовали у меня рулетку для более точных замеров. Дала. Мне не жалко. И к обеду все в группе было измерено)
Воспитатель: Ярмарка закрывается! Пора нам по домам!
Гимнастика для глаз. (кадр презентации)
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки? (Ответы детей). Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии? (ответы детей) .