Гульсум Мантаева
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в Простоквашино. Счет в пределах 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-речевое развитие;
-физическое развитие.
Цель:
- Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить считать в пределах 5 и отвечать на вопрос : «Сколько».Закреплять умение сравнивать две группы предметов по количеству, используя выражения «больше», «меньше», «поровну».
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Путешествие в Простоквашино, Счет в пределах 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, ширине, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, широкий, узкий,большой, маленький (след животного).
Продолжать формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и их отличительные признаки, умение работать в подгруппах.
Совершенствовать умение определять пространственные направления и называть их словами: слева,справа.
Закреплять умение составлять целое из частей;
Развивающие:
Развивать у детей произвольное внимание, умение воспринимать задание воспитателя на слух;
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, усидчивость и самостоятельность;
Предварительная работа :
• Просмотр мультфильма «Простоквашино»;
• Беседа о почте, профессии почтальона,рассмотрение конвертов, открыток, почтового ящика.
• Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки.
• Беседы о природных явлениях, о поведении зверей зимой
• Дидактические игры: «Чей след?», «Сравни и назови», «Составь целое из частей», «Деревья», палочки Кюизенера, игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева, расположении предметов в пространстве,игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур «Колумбово яйцо», «Танграм».
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением героев мультфильма «Простоквашино» - почтальон Печкин, дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик, деревья разной высоты, следы на снегу волка и птички, дом, образец постройки лестницы.
Раздаточный материал.
Двухполосные карточки, «рыбки» и «косточки» (по 5 шт. на каждого ребенка, деревья разной высоты (по 2 шт. на каждого ребенка, палочки Кюизенера на каждого ребенка,конверт, мешочки для подарков; пазлы.
Ход занятия:
Скажем вместе всем гостям «Доброе утро!»
- Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И заниматься мы начнем
В. Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в сказку, а в какую вы сейчас узнаете.
Видео фрагмент из мультфильма «Простоквашино», песня мамы «Кабы не было зимы».
В. Вы угадали из какой сказки эти герои? - сказка «Простоквашино» .
Ребята, герои сказки сегодня нас ждут к себе в гости, и приготовили для вас очень интересные задания, за каждое правильное выполненное задание мы будем получать открытку, ив конце путешествия всех вас ждет награда!
Но нам надо до них дойти,как вы думаете, на чем можно добраться в деревню в Простоквашино?
Ответы детей: на машине, поезде,самолете….
В. Молодцы, много вариантов предлагаете. Ребята, хочу вас просить вспомнить какое сейчас время года? (Зима)
Зимой на чем можно отправиться в путешествие? (на санках, коньках, лыжах).
В. Зимой, когда выпадает много снега,лучше всего добраться до деревни на лыжах! Поэтому я хочу вас пригласить поехать в гости на лыжах, также как и мама дяди Фёдора дошла до них на лыжах.
Где нам взять лыжи? Ответы детей.
В. Ребята,лыж у нас с вами нет, и купить мы с вами сейчас не можем. Скажем волшебные слова и окажемся на лыжах. «Вокруг себя повернись, и на лыжах окажись»
В. Встаем друг за другом,взяли палки. Сначала потопчемся на лыжах,и представляем что передвигаемся с небольшим скольжением вперед, чередуем работу ног и рук, и отправляемся в путь!
Звучит аудио музыка «Кабы не было зимы».
А вот и остановка «Зимняя поляна».
Встречает кот Матроскин и Шарик.
В. Ребята узнали, кто нас встречает? Шарик, и кот Матроскин.
Ребята давайте поздороваемся с Шариком и Матроскиным.
1. Игровое упражнение «Сравни деревья».
Видеофрагментот имени Матроскина говорит задание детям.
- «Ребята,на лесной полянке растут разные деревья,да и следы чьи – то видны!Посчитайте сколько всего деревьев, одинаковые ли они по высоте, кто из животных оставил следы на снегу…
В. Что нужно сделать, чтобы узнать,сколько всего деревьев на зимней поляне? (Посчитать). Дети выясняют, сколько всего деревьев (5).
Посчитать вместе с детьми, потом предложить пересчитать 2-3 детям).
В. Какие деревья здесь растут? (береза,ель).
Ребята, предлагаю вам поделиться на 2 команды, «Умников» и «Умниц» Умники вы будете решать задания в синем обруче, Умницы выполняют задания в красном обруче. ( Дети делятся на две команды:команду мальчиков и девочек).
Умники и умницы, вам надо сравнить,одинаковые ли деревья по высоте? (Разные по высоте,береза -высокая, ель – низкая). Как это можно узнать? (приложить, наложить).Покажите. Умники показываютспособ сравнения приложение, Умницы наложение. А герои сказки посмотрят, чья команда победит!
Предложить детям способом приложения и наложения показать высокое и низкое дерево.
Но у нас есть еще один вопрос, который нам задали Матроскин и Шарик. Посмотрите, на поляне разбросаны следы. А как вы думаете, чьи это следы?
На столе лежат картинки с изображением животного и птицы, кому принадлежит найденный след. Умникам и Умницам нужно совместить картинки пазла (след + животное).
В. Скажите, какие следы по размеру? (следы волка – большие, следы птицы – маленькие).
Ребята, Шарик предлагает нам поиграть с мячом.
Поиграем?Да!
2. Игровое упражнение мячом «Сравни и назови».
Воспитатель говорит: «Ручеёк узкий, а река.». «Широкая», - отвечает ребёнок. Слон большой, а мышка? (маленькая)
Стол высокий,а стул (низкий)
У зайца уши длинные, а у кошки (маленькие)
Я скажу громко, а ты ответишь (тихо)
Я скажу далеко,а ты ответишь (близко).
В: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
Матроскин и Шарик за правильное выполненное задание дают детям открытку с изображением дерева и следов животных. Дети благодарят Матроскина и Шарика.
Отправляемся дальше! Принимаем лыжную стойку и поехали!
Физкультминутка.
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палкам)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Следующая остановка «Почта»
3. Игровое упражнение «Поручение почтальона Печкина».
Встречает почтальон Печкин.
В. Ребята,вы узнали кто нас встречает? Давайте поздороваемся с почтальоном Печкиным.
В: Ребята,как вы думаете где работает почтальон Печкин?
(ответы детей.)
В: Да, почтальон работает на почте.
В: Ребята, почтальон Печкин всех нас приглашает сесть за стол,где он предлагает прочесть письмо.
Воспитатель от имени почтальона Печкина читает задание детям.
«На свой день рождения дядя Федор приготовил угощение для кота Матроскина и Шарика. Для кота он поймал на речке пять рыбок.
Расположите их на верхней полоске карточки, а для собаки четыре косточки, расположите их на нижней полоске карточки.
В: Сколько рыбок? (Пять).Сколько косточек? (Четыре).(Дети проверяют правильность ответов)
Пять рыбок и четыре косточки – сравните что больше?
(Пять рыбок больше, чем четыре косточек)
Четыре косточек и пять рыбок – сравните что меньше?
(Четыре косточек меньше,чем пять рыбок)
Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше четыре или пять?
Сделайте так,чтобы рыбок и косточек стало поровну по пять. Как получилось 5 косточек (к 4 косточкам добавили еще 1 косточку). Воспитатель уточняет способы уравнивания предметов.
Ребята,как вы думаете, чем отличаются наши рыбки от настоящих?
Вы правильно заметили, что рыбки и косточки состоят из геометрических фигур. Туловище рыбки какой формы (круглой,квадратной)Что у всех рыбок одинаковое, общее? (хвосты и плавники в виде треугольника)
Как вы думаете чем отличаются квадрат и круг (у квадрата есть углы и стороны, а у круга нет углов и сторон, его можно катить.
Молодцы,ребята! Сложите подарки в мешочки, для Матроскина в мешок с изображением рыбки, для Шарика в мешок с изображением косточки. Замечательно! Почтальону Печкину очень понравилось как вы разложили подарки для его друзей. Печкин даёт детям открытку с изображением рыбки и косточки. Дети благодарят Печкина.
В. Почтальон Печкин,как далеко еще идти до деревни «Простоквашино»?
Видеофрагмент от Печкина: Ребята, осталось еще чуть-чуть,встаньте спиной ко мне, поверните направо и вы окажетесь в деревне.
Остановка «Простоквашино».
Встречает детей дядя Фёдор.
Видеофрагмент от Дяди Федора
Здравствуйте, ребята!
Мы с друзьями приехали жить в Простоквашино. Но не можем найти дом, куда бы все вместе могли заселиться. Помогите нам построить новый дом.
В. Мы можем им помочь, ребята? (ДА)
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будут гости приезжать, (вращают воображаемый руль перед грудью)
В нашем доме отдыхать. (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
4. Игровое упражнение «Построй лестницу для дома»с использованием палочек Кюизенера. – работа в парах.
В: Домик для друзей мы построили, но им очень не удобно заходить в дом, так как нет ступенек. Мы должны помочь коту Матроскину,Шарику построить для них ступеньки слева от дома.
Но,чтобы не ошибиться и сделать все правильно, давайте посмотрим образец,по которой будем строить. Сколько всего ступенек? Всего будет пять ступенек. Какие цвета будете использовать для постройки лесенки?С какой длины начнёте строить лесенку с короткой или длинной палочки?
Разложите палочки в порядке убывания, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.
Начинаем строительство.
(Самостоятельная работа детей).
В. Построили ступеньки, а теперь давайте проверим,правильно ли вы выполнили задание. Сколько надо было построить ступенек? (Пять). Ребята, предлагаю проверить работу друг у друга. (Взаимопроверка)
Молодцы,все задания выполнили!
Дядя Фёдор вручает детям открытку с изображением домика с лестницей. Дети благодарят за открытку.
А теперь,ребята настало время возвращаться в детский сад.
Физкультминутка:
Принимаем лыжную стойку и поехали!
Раз прыжок и два прыжок,
Хоть приятно здесь кататься,
Но пора нам в садик возвращаться!
Итог занятия.
Ребята вам сегодня понравилось играть, выполнять задания? Давайте с помощью открыток,вспомним, где мы с вами были, и какие задания выполняли. Что вам больше всего понравилось? Какое задание для вас было сегодня самым трудным? А самым легким? Молодцы!