Наталья Чапайкина
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Как растения помогают освоить азы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).
Тема: Как растения помогают освоить азы математики.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Как растения помогают освоить азы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Учить рассматривать растения в определённой последовательности, работать с сенсорными эталонами, формировать заботливое отношение к комнатным растениям, закрепить счёт в пределах четырёх, ориентировка в пространстве, формировать умения различать геометрические фигуры, а также представления о величене, цвете, устанавливать отношения «больше-меньше», «столько же», развивать речь, коммуникативные способности, мышление, память.
Материал : комнатные растения (бальзамин, герань, фиалка, бумага – гладкая, бархатная или кусочки ткани –гладкая и ворсистая, геометрические фигуры – овал, круг, треугольник (блоки –Дьенеша, карандаши –круглый, гранёный (розовый и красный или голубой и фиолетовый).
Ход занятии:
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь поудобнее, сейчас к нам придёт гость. (вносит куклу Буратино).
Буратино: Здравствуйте мои дорогие дети! Здравствуй Саша, здравствуй Маша и т. д. (подходит здоровается за руку, некоторых гладит по плечу, гладит по голове. Всем детям даёт возможность привыкнуть к нему).
Воспитатель: Здравствуй Буратино, а что ты принёс нам в группу?
Буратино: Я принёс вам необычные цветы, называются цветущие, хоть на улице и холодно, а они цветут. Ребята, а как Вы думаете почему они цветут?
Дети: Потому что это комнатные растения, а у нас в группе тепло.
Воспитатель:Ой спасибо Буратино, мы сейчас рассмотрим твой подарок для группы, а ты посиди и послушай.
Воспитатель: Ребята найдите среди комнатных растений «огонёк».
(Дети показывают, воспитатель переносит на стол). Это растение называется Бальзамин, а ещё его в народе называют «Ванька – мокрый» (дети повторяют). Покажите, где цветы у бальзамина. Какие они по величине: большие или маленькие?
(ответы детей)
Воспитатель: Выберите пожалуйста среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки бальзамина. (дети выбирают розовые или красные карандаши). Предложить сравнить цвет карандашей.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь скажите мне пожалуйста, в чём растёт наш цветок?
( ответы детей: в горшке, в земле)А что находится у цветка в горшке, в земле? ( ответы детей: в земле находятся корни). Показываю черенок с кореньями)
Воспитатель: В земле у огонька корни, как и у всех других растений, фиалки, фикуса и т. Д. Корни держат растения в земле, а ещё корнями они «пьют» воду из почвы. А чем мы пьём с вами воду? А чем пьёт бальзамин?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно. А какой по форме стебель у бальзамина? Выберите пожалуйста похожие карандаши.
Дети: У огонька стержень круглый, похож на круглый карандаш.
Воспитатель: А что вы ещё можете сказать о стебле? Какого он цвета?
Дети: он зелёный.
Воспитатель: что располагается на стебле?
Дети: Веточки, листья, цветки.
Воспитатель: Найдите и сосчитайте веточки. Сколько листьев у бальзамина? Много или мало?.
Дети: Много.
Воспитатель: Какого цвета листья у бальзамина?
Дети: Листья у бальзамина зелёные.
Воспитатель: А какой формы? Выберите из геометрических фигур ту, которая подходит к листу бальзамина. (дети выбирают, показывают) А какой величины листья: крупные или мелкие, большие или маленькие? Сравните пожалуйста, что больше: ваши ладошки или листья бальзамина? (дети сравнивают, выясняют. Что лист бальзамина маленький, меньше ладошки).
Воспитатель: Осторожно погладьте лист бальзамина пальцами. Какая поверхность у листа: гладкая или шершавая? Подберите пожалуйста лист бумаги, у которой такая же поверхность.
( дети объясняют: лист бальзамина гладкий, пальцы по нему скользят, ни за что не зацепляются)
Воспитатель: А теперь ребята немного отдохнём и позанимаемся физкультурой.
Физминутка.
Буратино потятулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Воспитатель:Буратино по секрету мне сказал (шепчет на ухо, что бальзамин самый высокий среди тех цветов, рядом с которыми он стоит. Как узнать прав он или нет? (показывает, где стоит фиалка и герань).
Дети: Надо эти растения поставить с бальзамином рядом.
Воспитатель: Какой растение самое высокое, среднее, низкое?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит бальзамин средней величины. Он выше (больше) фиалки, но ниже (меньше) герани.
(дети закрепляют понятия больше, меньше).
Воспитатель: А теперь найдите растение, которое ниже фиалки, но не самое низкое. Какая по высоте фиалка?
Дети: Самая низкая.
Воспитатель: А какой по высоте бальзамин? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красота и питанье,
Дружно дают под землёй корешки.
Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы растения себя хорошо чувствовали? Что мы делаем каждое утро?
Дети: Поливаем растения.
Воспитатель:Ребята а как узнать, надо поливать растение или нет? (ответы детей, воспитатель показывает и объясняет детям, как правильно поливать растение из лейки).
Воспитатель: Сколько комнатных растений мы полили. (дети считаю).
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли у Буратино дома, такие же цветы, как у нас? (ответы детей)
Воспитатель:Ребята а Буратино положил нам на стол карандаши, посмотрите каких они цветов?
(ответы детей)
Воспитатель: Значит какие комнатные растения есть у Буратино дома?
Дети: Красный карандаш – это бальзамин.
Синий – фиалка.
Зелёный – герань.
Буратино: Молодцы ребята, угадали, и за это я вам всем дарю эти карандаши и раскраски.
Воспитатель: Давайте скажем Буратино спасибо и попрощаемся с ним. А нам с вами пора отправляться на прогулку.