Наталья Савина
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР «Геометрическая фигура. Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
(занятие для аттестации)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Тема занятия : «Геометрическая фигура - круг»
Цель занятия : познакомить с плоскостной геометрической фигурой кругом и его свойствами.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР „Геометрическая фигура, Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Обучающая: учить видеть предметы круглой формы в окружающей обстановке и на рисунке. Развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и отличия круга на основе полисенсорного восприятия. Развивать умение составлять фигуру круг из нескольких частей.
Коррекционно-развивающая: развивать мыслительные операции внимание, память, тактильное восприятие, целостное восприятие, пространственный анализ и синтез.
Воспитывающая: воспитывать умение понимать и выполнять учебную задачу, развивать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, игрушка заяц, изображение медведя, изображение тележки с круглыми и треугольными колесами,
Раздаточный материал: круги красного цвета, монеты, пуговицы, кольца, тарелки, цветные карандаши, рисунок тележки с «пунктирными колесами», шнурки разной длины, листы с заданиями, круги разного цвета для задания, мешочек с набором игрушек, четвертинки круга для каждого ребенка, клей.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с геометрической фигурой круг, научимся находить круглые предметы, а также будем помогать сказочным героям, а еще - будем учиться собирать геометрическую фигуру из частей. Итак, тема нашего занятия – геометрическая фигура - круг.
Сегодня на занятии я буду раздавать вам части круга, тот, кто будем самым внимательным и выполнит все задания, в конце занятия сможет собрать геометрическую фигуру.
2. Основная часть. Введение в тему.
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про зайца Касьяна (на столе стоит игрушка зайца с колесом).
У зайца Касьяна есть семья: зайчиха и зайчата. Как и у нас с вами. Назовите свою семью, с кем вы живете? (мама, папа, брат, сестра).
Так вот, и заяц Касьян тоже живет с семьей в лесу.
Пошел заяц Касьян как-то за грибами и видит, что на земле колесо лежит. Хочется зайцу колесо домой взять, да не знает можно ли. Пролетала мимо сорока, которая про все в лесу знала. Она и сказала, что колесо ничье. Решил Касьян колесо домой забрать. Попробовал поднять да не может, тяжелое очень.
- Как вы думаете, как надо поступить зайцу, чтобы доставить колесо домой? (колесо нужно докатить до дома). Молодцы!
Прикатил Касьян колесо домой. Зайчата увидели, обрадовались и кричат: «Какая большая монетка! Какая большая пуговица!» А Касьян и говорит: «Это не монетка и не пуговица. Это колесо».
Беседа по содержанию истории:
- Понравилась вам история?
- Ребята, что нашел заяц в лесу? (колесо)
- Как заяц донес колесо до дома? (докатил колесо до дома)
- Как зайчата обозвали колесо? (монета, пуговица)
- Давайте рассмотрим предметы, которые я вам приготовила (монеты, пуговицы, кольца). Дети рассматривают, манипулируют с предметами.
- Назовите эти предметы. Что умеют делать эти предметы?
(Колесо, пуговица и монета могут катиться.) Молодцы!
А еще у этих предметов одинаковая форма – форма круга. О круге мы сегодня и будем с вами говорить.
Послушайте стихотворение: (презентация)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Людям я старинный друг.
Называют меня – круг.
Оглянись внимательно –
Увидишь обязательно.
Давайте повторим и посмотрим, на какие предметы похож круг (дети рассматривают картинки и называют предметы, похожие на круг - тарелка, кольцо, и т. д.).
Упражнение «Исследование круга»
- Ребята, у меня есть круги. Какого они цвета?
- Что может делать круг? (Катиться).
- А как вы думаете, почему круг катится? Давайте узнаем вместе.
Покажите левую ручку - прижмите левой рукой круг к столу и обведите пальчиком правой руки круг по краю. Есть уголки? Их нет! Фигура, у которой нет уголков и которая может катиться называется - круг!
- Так почему наши круги могут катиться? (потому что нет углов).
- Посмотрите перед вами два шнурка. Какого цвета шнурки? (красный и зеленый).
- Что еще можно про них сказать? (красный шнурок длинный, а зеленый шнурок короткий).
- Как вы думаете, какие круги получатся?
- Давайте сделаем из ниточек круги.
- Какие получились круги? (маленький и большой)
- Почему круг из красного шнурка больше, чем из зеленого? (шнурок был длиннее).
- Смотрите, в большой круг у нас может поместиться ладошка, а маленькие круги только пальчик.
- Давайте сделаем круг из пальчиков (соединяем большие и указательные пальцы правой и левой рук вместе, образовываем круг). Молодцы! За правильно выполненное задание вы получаете части геометрической фигуры.
Дидактическая игра «Помоги медведю» (решение проблемной ситуации).
Ребята, заяц Касьян получил письмо от своего друга медведя. Медведь прислал рисунок тележки, которую смастерил сам (прикрепляю на доску).
Но медведь не знает, почему не едет его тележка и просит помочь. (Дети рассматривают рисунок и выясняют, что колеса треугольные. А чтобы тележка поехала, нужны круглые колеса, значит надо заменить колеса треугольные на круглые).
- Как помочь медведю? (заменить колеса)
- Что ему нужно сделать? (сделать круглые колеса).
- Давайте нарисуем круглые колеса у тележки и отправим письмо мишке.
Дети рисуют круглые колеса у тележки по пунктирной линии цветными карандашами.
- Молодцы! За правильно выполненное задание вы получаете части геометрической фигуры.
Упражнение «Закрой фигуры, которые похожи на круг»
- Ребята, пока мы с вами ремонтировали тележку медведю, из школы пришли зайчата. В лесной школе они тоже изучают геометрическую фигуру – круг и просят помочь выполнить задание. Давайте поможем им. (дети получают цветные круги и листки с заданиями).
- Ребята, на вашей карточке нарисованы разные предметы, но мы будем закрывать круглые предметы цветными круга. Давайте рассмотрим с вами и назовем цвет кругов (желтые, красные, зеленые, синие). Как вы думаете, что бывает желтым, синим, красным, зеленым цветом? (желтым бывает солнышко, красным – мяч, синим – вода, зеленым – трава). Молодцы!
- Мы с вами будем закрывать круглые предметы кругом такого цвета, каким может быть этот предмет. Например, солнышко круглое и может быть желтым и красным цветом. (далее выполняют дети по - очереди).
- За правильно выполненное задание вы получаете части геометрической фигуры. Посчитайте, сколько у вас частей? (три). Молодцы!
Физминутка (движения по тексту)
«Девочки и мальчики! Представьте, что вы зайчики!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Лапки вверх, лапки вниз,
Вправо-влево поклонись,
Наклонись и поднимись!»
- Ребята, пока мы с вами играли, зайчата маме Зайчихи на кухне перепутали все предметы. Давайте поможем маме Зайчихе и достанем из мешочка на ощупь только круглые предметы. Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек». (Дети по - очереди достают предмет и называют; в конце игры открываем мешочек и смотрим, какие предметы остались и объясняем почему).
- За правильно выполненное задание вы получаете части геометрической фигуры.
- Ребята, давайте посчитаем, сколько у вас частей. У всех 4 части? Соберите круг. (Дети собирают из четвертинок круг).
- Какую фигуру вы собрали?
- Ребята, вы большие молодцы. Вы узнали много про круг и научились находить круглые предметы среди окружающих.
А теперь давайте сделаем для нашего зайца Касьяна открытку. (Показываю детям заготовку). Это веселый зайчик, который держит в руках воздушные шары. Но один шар не раскрашен, я вам предлагаю приклеить жетоны на место шара. Вы должны нанести клей на внутреннюю поверхность шара и аккуратно наклеить все четыре части. (Дети наклеивают жетоны на место шара).
3. Итог занятия.
- Давайте вспомним, о какой геометрической фигуре сегодня на занятии мы говорили?
- Кому мы помогали?
- Предметы какой формы мы искали?
- Послушайте домашнее задание, вы должны дома на кухне вместе с мамой найти круглые предметы.