Евгения Болезина
Конспект занятия по ФЭМП «Подарок для лисички. Счет в пределах 5. Круг, квадрат. Сколько? Который по счёту?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формирование элементарных математических представлений с детьми средней группы, через логико – математические, дидактические, развивающие игры.
Программное содержание:
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через логико – математические, дидактические, развивающие игры
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Закрепить навык прямого и обратного счёта в пределах 5;
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, основные признаки предметов: цвет, форму, величину (круг, квадрат)
Продолжать учить сравнивать предметы по форме цвету и размеру
Формировать навык ориентации на плоскости
Формировать умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?
Закреплять умение раскладывать бусины в ряд по образцу (слева направо, учитывая цветовую гамму;
Формировать навык решать арифметическую задачу, выкладывать решение с помощью цифр;
Уточнить и закреплять знания детей о понятиях величины: большой- маленький, высокий- низкий, длинный-короткий
Развивающие:
Развивать детей в счете на слух;
Развивать внимание, моторику рук пальцев, речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
развивать логическое мышление, память;
Воспитывающие:
воспитывать интерес к занятиям математикой;
воспитывать усидчивость, самостоятельность;
воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Методические приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, показ, вопросы, пальчиковая гимнастика, физминутка
Формы организации: групповая, индивидуальная
Предварительная работа: с детьми - Д/И «Геометрическое лото», разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики. Игры с разрезными картинками.
Для занятия – изготовление наглядного и раздаточного материала
Оборудование и материалы:
Наглядный материал: медведь, приглашение (схема, разноцветные воздушные шарики – из картона – 5 шт, картинки (шарики, бусы, букет цветов, металлофон, геометрические фигуры для игры (жёлтые круглой формы и красные квадратной формы, схема, обруч - 2 шт., бубен – 1 шт., поднос – 2 шт., маркер, цифры до 5, розы картинки - 5 шт., металлофон
Раздаточный материал: геометрические фигуры – по 2 на каждого, схема для составления задачи, цифры от 1-5
ХОД:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Скажем: «Доброе утро»
Дети: доброе утро
Воспитатель: Сегодня такая хорошая погода на улице, когда я шла в детский сад, я улыбнулась солнышку и поздоровалась с ним. А вы хотите поздороваться с солнышком?
Дети: да
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком. Почувствуем его тепло и подарим это тепло, улыбнувшись друг другу.
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, Матушка Земля,
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: К нам пришёл гость, а кто он вы узнаете, когда загадку отгадаете. Кто в берлоге до весны. Днем и ночью смотрит сны?
Дети: медведь
Воспитатель: Правильно к нам в гости пришёл медведь Мишутка. Давайте с ним поздороваемся, пожелаем ему доброе утро.
Дети: Доброе утро Мишутка
Мишутка: Доброе утро, ребята (грустный)
Воспитатель: Мишутка, почему ты такой грустный? Что случилось?
Мишутка: Меня Лисичка позвала меня к себе на день рождение, а я подарок не успел приготовить (плачет)
Воспитатель: Мишутка не расстраивайся, думаю, мы с ребятами сможет тебе помочь. Ребята мы можем помочь Мишутке?
Дети: да
Воспитатель: Как мы можем ему помочь, что мы можем сделать для него?
Дети: помочь приготовить подарок
Воспитатель: Конечно. Мишутка мы можем помочь тебе приготовить подарок.
Воспитатель: Игра «Счет до 5». Думаю, любое торжество не обходится без шаров. Ребята, все любят шарики?
Дети: да
Воспитатель: У меня как раз есть немного шариков. Посмотрите на доску и скажите, одинаковые ли шары между собой?
Дети: нет
Воспитатель: Чем отличаются шары?
Дети: цветом
Воспитатель: Чем шары одинаковые?
Дети: формой и размером
Воспитатель: Посчитайте по порядку воздушные шары?
Дети: 1, 2….
Воспитатель: А теперь в обратном порядке?
Дети: 5, 4….
Воспитатель: Меняется ли количество предметов, от того в каком направлении мы их считаем?
Дети: нет
Воспитатель: Сколько всего воздушных шаров на доске?
Дети: 5
Воспитатель: Подул сильный ветер и один шарик улетел, какого цвета улетел шарик?
Дети: синий
Воспитатель: Сколько осталось шариков?
Дети: 4
Воспитатель: Молодцы, для того, что бы нам легче было вспомнить какие подарки мы приготовили для лисички, на доску мы будем вешать картинки с изображением наших подарков (ребёнок на доску вывешиваем картинку с шариками).
Воспитатель: Мишутка рассказал мне, что хотел подарить Лисички бусы, но они рассыпались. Поможем их собрать?
Дети: да
Воспитатель: Малоподвижная игра «Собери бусы» (на полу рассыпаны бусины, рядом лежат два обруча с обозначением геометрическими фигурами (круг, квадрат) Мальчики будут собирать красные бусины, девочки жёлтые. Под звук бубна вы тихонечко на носочках бегаете по группе, по сигналу удара в бубен, каждый берет по одной бусине и занимает место, сравнивая свою бусину с той, что находится в обруче.
Дети: выполняют
Воспитатель: Сыграем ещё раз? Закрываем глазки, по сигналу начинаем тихонечко бегать. (игра проводится 2 раза при повторном проведении игры надо поменять местами обручи или фигуры, лежащие внутри)
Воспитатель: Дыхательная гимнастика. Давайте сложим наши бусины на поднос и восстановим дыхание, сделаем глубокий вдох через нос, выдох через рот – 3 раза. Посмотрите внимательно на бусины и скажите одинаковые они между собой?
Дети: нет, разные
Воспитатель: Чем отличаются бусины?
Дети: цветом, формой и размером
Воспитатель: На какие фигуры похожи бусины?
Дети: круг, квадрат
Воспитатель: Какого цвета бусины квадратной формы?
Дети: красного
Воспитатель: Правильно, это красная квадратная бусина.
Воспитатель: А эта бусина, какого цвета?
Дети: жёлтого
Воспитатель: Какой она формы?
Дети: круглой
Воспитатель: Правильно, желтая бусина круглой формы! Что мы можем сказать о величине бусин?
Дети: большие и маленькие
Воспитатель: Дидактическая игра «Бусы для Лисички» Чтобы доделать бусы, нам нужно следовать порядку, который у нас есть. Посмотрите внимательно, как они чередуются?
Дети: красная квадратная большая бусина, жёлтая маленькая круглая, маленькая красная бусина, желтая большая бусина
Воспитатель: Верно. На чем располагаются бусины?
Дети: на ниточке
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета будет следующая бусина?
Дети: большая квадратная красная
Воспитатель: Верно, а какую бусину нужно добавить после красной?
Дети: маленькую круглую желтую
Воспитатель: Правильно, а после желтой, какую бусину мы добавим?
Дети: маленькую квадратную красную бусину
Воспитатель: Хорошо, ваша задача расположить бусины на ниточке в правильном порядке по схеме. Но для начала нам нужно разделиться на две команды, каждая команда будет собирать свои бусы, а в конце мы посмотрим, какая команда справится быстрее (дети делятся на две команды, в каждой команде поровну девочек и мальчиков) Перед началом работы, давайте сделаем Пальчиковую гимнастику «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
Каждый берет по одной бусине и по очереди выкладываем, чередуя в том порядке как изображено на схеме, не забываем бусины выкладываем на ниточку слева направо, согласно схеме. Ребята теперь приступаем к работе
Дети: выполняют
Воспитатель: Молодцы обе команды справились, посмотрите, какие красивые бусы у нас получились, правда?
Дети: да
Воспитатель: (ребёнок на доску вывешиваем картинку с бусами). Ребята, Мишутка сказал мне, что лисичка очень любит цветы, но где мы можем взять цветы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Сколько цветов должно быть в букете (один или много?
Дети: много
Воспитатель: Посмотрите на доску и послушайте внимательно. В клумбе цвели 2 розы. Вскоре расцвели ещё 3 розы. Сколько всего цветущих роз стало на клумбе?
Дети: 5
Воспитатель: Как получилось число 5?
Дети: к 2 прибавили 3 получилось 5
Воспитатель: Какое число больше 2 или 3?
Дети: 3
Воспитатель: На сколько 3 > 2
Дети: на 1
Воспитатель: Правильно, давайте присядем за столы и составим решение задачи. Возьмите схему и положите перед собой. Сколько сначала было цветущих роз?
Дети: 2 розы
Воспитатель: Найдите в тарелочке цифру 2 и выложите в первое окошечко. Если в задаче кто-то приходит, прилетает, появляется, то ставится знак +. Сколько роз распустилось потом?
Дети: 3 розы
Воспитатель: Найдите в тарелочке цифру 3. Как вы думаете, куда мы должны положить её?
Дети: после знака +
Воспитатель: Правильно. Сколько всего роз распустилось на полянке?
Дети: 5
Воспитатель: Результат мы записываем после знака =
Воспитатель: Куда мы должны положить цифру 5
Дети: после знака равно
Воспитатель: Молодцы, посмотрите какой красивый у нас получился букет?
Дети: да
Воспитатель: (ребёнок на доску вывешиваем картинку с букетом роз) Игра «Посчитай звуки» Любой праздник не обходится без музыки, и у меня есть музыкальный инструмент, посмотрите, кто знает, как он называется?
Дети: металлофон
Воспитатель: Правильно, сейчас мы немножко отдохнём и поиграем в игру «Посчитай звуки». Я буду ударять молоточком по клавишам, ваша задача посчитать звуки, назвать количество ударов и похлопать в ладоши столько раз, сколько звуков услышали. Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек (сначала от 1-3 звуков, как только дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивают до5).
Воспитатель: Молодцы, (ребёнок на доску вывешиваем картинку с бусами). Мишутка уверена Лисичка будет очень рада таким подаркам. Ну почему ты до сих пор грустный?
Мишутка: Я забыл, в каком домике лисичка живёт (плачет?
Воспитатель: Не плачь, мы сейчас все вместе, поможем тебе вспомнить. Правда ребята?
Дети: да
Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску. Перед вами домики в одном из них живёт лисичка. Давайте их рассмотрим. Посчитайте сколько всего домиков.
Дети: 5
Воспитатель: Отличаются домики друг от друга?
Дети: да
Воспитатель: Чем отличаются домики?
Дети: цветом, величиной
Воспитатель: Назовите величину домиков?
Дети: средний, высокий, низкий
Воспитатель: Сколько окон в каждом доме?
Дети: по 1
Воспитатель: Сколько всего окон во всех домиках?
Дети: 5
Воспитатель: Посмотрите, дорожки все одной длины?
Дети: нет
Воспитатель: К каким домикам ведет длинная дорожка?
Дети: к красному и к жёлтым
Воспитатель: К каким домикам ведет короткая дорожка?
Дети: к синему и зелёному
Воспитатель: Ребята, но как нам узнать, в каком живёт лисичка. Что нам поможет?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А поможет нам приглашение, с которым пришёл Мишутка. На обратной стороне лисичка нарисовала схему пути до её домика. Давай все вместе её рассмотрим, в первой таблице, нарисован домик, какой он по величине?
Дети: низкий
Воспитатель: Правильно, он перечёркнут, значит, домик лисички не низкий. Как вы думаете, какой домик нам не подходит?
Дети: красный низкий
Воспитатель: Правильно, чтобы нам не запутаться, мы свами будем зачёркивать ненужные домики. Во второй табличке нарисована дорожка. Какая дорожка ведёт к домику лисички?
Дети: длинная
Воспитатель: К каким оставшимся домикам ведут длинные дорожки? Какого они цвета?
Дети: жёлтые
Воспитатель: Какие домики мы должны зачеркнуть?
Дети: зелёный, синий
Воспитатель: Правильно. В следующей табличке снова перечёркнут дом, какой величины перечёркнут дом?
Дети: высокий
Воспитатель: Значит, лисичка живёт в невысоком доме. Какой домик мы должны зачеркнуть?
Дети: высокий желтый
Воспитатель: Правильно. В последней табличке цвет домика лисички. Каким цветом домик Лисички?
Дети: желтый
Воспитатель: Какой по счёту домик Лисички?
Дети: 3
Воспитатель: Правильно, лисичка живет в 3 среднем домике жёлтого цвета, к которому ведет, длинна дорожка. Ну, вот Мишутка мы помогли приготовить тебе подарок для лисички, и помогли вспомнить в каком домике живёт лисичка.
Мишутка: Спасибо ребята, вам за помощь. Мне пора бежать, а тоя опоздаю. До, свидания, до новых встреч.
Дети: пока Мишутка
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше занятие, вам понравилось? Вам было интересно? Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?
Рефлексия:
1. Кто приходил к нам в гости?
2. Что случилось у Мишутки?
3. Какие подарки мы помогли подготовить?
4. Сколько было шариков?
5. Сколько осталось?
6. Почему?
7. Какие геометрические фигуры понадобились, чтобы собрать бусы?
8. Какие ещё задания мы выполняли?
9. Чтобы собрать бусы в правильной последовательности, чем мы руководствовались?
10. Что нам помогло, найди домик Лисички?
11. Ребята, скажите, сегодня вам понравилось помогать Мишутке?
Молодцы ребята, со всеми заданиями вы справились, давайте скажем нашим гостям спасибо и до свидания.