Наталья Дериглазова
Конспект занятия по ФЭМП «Математическая осенняя корзинка» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 208 «Солнышко»
Трудовой Славы, ул., 40, Краснодар, 350065, тел/факс 237-62-69
e-mail : detsad208@kubannet.ru
Тема «Математическая осенняя корзинка»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Математическая осенняя корзинка“ для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет).
Автор конспекта :
Дериглазова Наталья Владимировна.
г. Краснодар
2021 год
Цель: создание условий для упражнения в умении составлять числа 8 и 9 из единиц; уточнения представлений о цифре 9; закрепления знаний дней недели; закрепление умения решать простейшие задачи.
Образовательные задачи:
- Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах десяти, о натуральном ряде чисел. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыков сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти. Совершенствование знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций, речевого слуха, тонкой моторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.
Дидактический наглядный материал :
Демонстрационный материал : мяч, две карточки с изображением моделей для составления задач, видеообращение от Незнайки, демонстрационное и пособие «Математическая корзинка», представляющие собой деревянную выпиленную корзинку (размер 35*50, оснащённую движущейся полоской (с цифрами и втулкой со знаками «плюс» и «минус», «равно»). двумя игральными кубиками, природным материалом для счета трё х видов: природного (орехи – грецкий и фундук, изготовленными из специального пластилина (овощи, ягоды, грибы, пластмассовыми (фрукты) -для образца воспитателя. Фишки с изображением овощей, ягод, грибов, орехов, шиповника. Пластиковые коробочки с условным изображением наполнения для корзинки.
Раздаточный материал : простые карандаши, карточки с зайчиками и морковками, листки в клетку, полоски. заламинированные листы размера А – 4 с цветным изображением корзинки, оснащённые движущейся полоской с цифрами, специальной дверцей со знаками «плюс», «минус» и «равно» (на всех детей). двумя игральными кубиками, природным материалом для счета трё х видов: природного (орехи – грецкий и фундук, изготовленными из специального пластилина (овощи, ягоды, грибы, пластмассовыми (фрукты). Фишки с изображением овощей, ягод, грибов, орехов, шиповника. Пластиковые коробочки с условным изображением наполнения для корзинки.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее.
- Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на компьютере вот это видеописьмо. Его прислал Незнайка. Он уже ходит в школу на подготовку. Вот, что он говорит (дети с воспитателем просматривают видеоролик на ИКТ) : «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».
Воспитатель: - Поможем Незнайке?
Дети: Да!
2. Основная часть.
(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
Игра «Круглый год».
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Назови соседей осени. (Зима, лето)
- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Назови пропущенный месяц: декабрь,, февраль. (Январь)
- Назови пропущенный месяц: октябрь,, декабрь. (Ноябрь)
- Назови соседей зимы. (Осень, весна)
- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
- Назови соседей лета. (Весна, осень).
- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
- Назови все месяцы по порядку: сентябрь.
(Дети передают мяч друг другу).
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель:- Выложите в ряд столько зайцев, сколько показывает цифра на моей карточке.
(У воспитателя карточка с цифрой 5).
- Сколько взяли зайцев? (5)
- Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)
- Что любят кушать зайцы? (Морковку).
- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).
- Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).
- Сколько всего мы взяли зайцев и морковок? (10).
- Как получили число 10?
Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.
- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?
Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.
Воспитатель: - Молодцы.
- Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав Десять из него!
- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.
- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.
- Перед вами тетрадь в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:
1 – вправо
3 – вниз
2 – вправо
2 – вниз
1 – влево
2 – вниз
3 – вправо
3 – вниз
1 – влево
1 – вверх
1 – влево
2 – вниз
1 – вправо
2 – вниз
2 – вправо
1 – вниз
6 – влево
1 – вверх
1 – влево
1 – вверх
1 – вправо
12 – вверх
- Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)
- Дорисуйте зайчику глаз.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.
Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Воспитатель: если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).
- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько цыплят бегают? (4, а сколько вылупляются? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На лужайке бегали 4 цыпленка. Потом вылупились еще 2 цыпленка. Сколько стало цыплят?
Воспитатель: Назовите условие задачи.
- Назовите вопрос. (Сколько стало цыплят).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).
- Нужно записать решение задачи.
- Артем, запиши на доске, а вы ребята напишите решение у себя в тетрадях. (4+2=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
-, сколько надо взять палочек? (4)
-, сколько надо добавить палочек к 4? (2)
- Сколько стало палочек? (6)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(4+2=6)
- Какой же ответ? (стало 6 цыплят).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: У девочки было 10 шаров. 4 шара лопнули. Сколько шаров осталось у девочки?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 10 шаров, четыре шара лопнули).
- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
- А сейчас, ребята, Незнайка просит вас сосчитать плоды: фрукты, грибы, ягоды, которые жители волшебного города собрали в большую корзину. Готовы решить задачки в стихах?
- Дети: Да!
Воспитатель: ребята, положите перед собой пособия с корзинками и контейнеры с плодами и кубиком с цифрами. Итак, начинаем:
Вот корзинка перед вами.
Что мы принесем в ней маме?
Чтобы сделать пироги,
Ягоды нужны. Грибы.
Отсчитай -ка пять опят,
И прибавь еще к ним пять.
Сколько получилось, детки?
Безусловно, это ….(десять).
Как душиста земляника
и красива, погляди -ка.
Семь мы ягодок возьмем,
По- одной считать начнем.
Два прибавим, будет …. (девять)
Пироги начнем мы делать.
Для «Шарлотки» нам четыре
нужно яблока всего.
Десять минус шесть помыли.
все чисты, до одного.
Белка принесла орешки.
Семь их только посмотри.
Мы до десяти, без спешки
добавляем ровно…. (три).
Для грушевого варенья
Груш нам нужно ровно шесть.
Из десятка мы наверно
(четыре) вычтем, чтобы съесть.
Для десерта кукол вишни
пригодятся, ровно три.
(семь) в десятке будет лишних,
А теперь – компот вари!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием, пересчитали в корзинке все плоды.
3. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.
- Что же мы сегодня нового узнали?
- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)
- Незнайка благодарит вас за помощь.
Рефлексия. Воспитатель: - Дети, на двух тарелочках лежат картинки с изображением примет осени – жёлтых листьев и капель дождя. Если вам понравилось и было интересно играть, прикрепите на магнитную доску листок, а если было грустно – капельку.