Татьяна Манукян
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Зимний лес. Уроки Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Зимний лес. Уроки Лесовичка»
Цели:
• Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе
• Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10
• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий (и наоборот)
• Развивать внимание и память
• Развивать мыслительные операции анализа и синтеза
• Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный процесс
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Зимний лес, Уроки Лесовичка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Темочки
Демонстрационный и раздаточный материал : мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, елочки разной высоты (8 штук, рукавички (по количеству детей)
Ход занятия
Воспитатель: сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела на ее ветвях? Вот этот странный конверт! На нем написан адрес: «Детский сад, детям старшей группы»
Я не стала без вас раскрывать конверт и читать письмо. Хотите прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие дети!
Пишет вам Лесовичок. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем
изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много
интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель: Ну что же. Примем приглашение Лесовичка? Ребята, на пути нам могут встретиться разные препятствия. Для того, чтобы их преодолеть, надо уметь: считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении. Вы готовы?
Тогда давайте для начала вспомним. что же изменилось в природе с приходом зимы? Воспитатель проводит с детьми короткую беседу, имеющую своей целью закрепление знаний:
• Почему наступает зима?
• Почему зимой идет снег? (зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь. А холодной зимой – снег.)
• Дети формулируют приметы зимы (дни короткие. Рано темнеет, на улице холодно, стоят морозы, идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. У некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие впадают в спячку.)
Воспитатель: Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся.
Среди называемых детьми ответов воспитатель выделяет варежки.
Воспитатель: поговорим подробнее о варежках. Вот здесь, на доске, прикреплены самые разные рукавички. И на столе тоже разложены рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем, на столе вы найдете пару к выбранной рукавичке.
Чтобы обеспечить детям свободу выбора и избежать ссор из-за приглянувшейся рукавички, на доску следует прикрепить больше варежек, чем детей в группе. Иногда прикрепленной на доске варежке по рисунку подходят сразу две варежки из разложенных на столе – правая и левая. Делая выбор, дети должны обратить на это внимание и обосновать правильность своих действий.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с первым испытанием. Идем дальше.
Воспитатель показывает детям дятла, сидящего на дереве (дети называют птицу и рассказывают, какую пользу она приносит). Затем предлагает определить, сколько раз дятел постучал по дереву (воспитатель стучит по дощечке за ширмой). Дети открывают глаза и называют правильный ответ.
Воспитатель выясняет у детей, кто еще может стучать в лесу. И показывает картинку с изображением зайца, который стучит лапками по пеньку.
Дети выполняют еще 2-3 аналогичных задания.
Идем дальше. Вот мы и пришли в чащу леса. Посмотрите сколько здесь разных елочек. Какие они? ( дети: высокие и низкие)
Воспитатель. А вот и новое задание «Расставь елочки в ряд»
Воспитатель предлагает расставить елочки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов по порядку. После выполнения задания рассказывают о последовательности расположения елочек по высоте, называя слова самая высокая, ниже, еще ниже, самая низкая.
Воспитатель. Посмотрите, за елкой показалась избушка Лесовичка. Но его самого что- то не видно. Наверное. ходит где- то по лесу, смотрит за порядком. Посмотрите, какое интересное окошко в избушке Лесовичка. Оно составлено из разноцветных стеклышек. Какой формы все эти стекла? Правильно, треугольной. А вы сможете сосчитать. Сколько здесь треугольников?
Воспитатель: Ребята, я точно знаю, что наш Лесовичок любит играть в игру «Перепутанные цифры». Хотите, я научу вас тоже в нее играть. Посмотрите. Сейчас на доске цифры стоят по порядку, как им и проложено. Но только мы на минутку отвернемся, как они затеют игру в перебежки и поменяются местами. Нам же придется их возвращать на свое место.
Ну-ка. Зажмурьте глаза! Раз, два, три. А теперь смотри! Какие цифры поменялись местами? Кто поставит их правильно? (игра повторяется несколько раз, усложняясь)
Лесовичок : Я рад, что вы так быстро добрались до моего леса и нашли нужные тропинки. Не правда ли, лес сильно изменился? Жизнь растений в нем замерла. Зимой они прекращают свой рост и спят. Укрывшись теплым снежным одеялом. А вы знаете, что деревья тоже могут пострадать от холода, как люди и животные? Без снежного наряда деревья наверняка погибли бы от холода. Поэтому я вас попрошу ходить по лесу осторожно и ни в коем случае не разгребать снег у стволов деревьев и не стряхивать его с веток. Но если вы видите, что ветви деревьев сильно согнулись от снега, тогда конечно же им нужно помочь освободиться от снежного груза.
Лесовичок : Ребята, я решил устроить новогодний праздник для своих лесных зверят. Но для этого нужно украсить елку. Хотя бы разноцветными бусами. Помогите мне их сделать.
Воспитатель: на ваших столах лежат бусы. Но все бусинки на них белые. Нужно сделать их разноцветными (с помощью цветных кругов). Я буду показывать вам первые пять бусинок. А вы должны составить свои бусы по тому же принципу.
У детей на столах трафареты бусы из 15 бусинок и круги того же размера что и бусинки.
Воспитатель показывает полоски. На которых изображены 5 кругов в определенной последовательности. Полоска показывается на 3 секунды.
Лесовичок : спасибо ребята! А про сегодняшнее ваше путешествие скажу вот что. По лесу вы шли тихо, осторожно, покой его не нарушали. Это хорошо, правильно. А вот дорогу к лесу не сразу нашли. Наверное, кто-то был не внимателен. А как вы ловко с заданиями справились – наверное, потому что друг другу помогали.
А напоследок у меня для вас загадка. Она вот на этом рисунке. Раскрасьте его правильно, и поймете, кто сегодня у меня в гостях был и новость принес, что зима вошла в свои права и скоро Новый год. Все в природе идет своим чередом. По большому годовому кругу. Так и должно быть.
А для картинки раскрасите кружки подсказки. Круг с цифрой 1 – оставьте белым. С цифрой 2 – сделайте зеленым, с цифрой 3 – серым, с цифрой 4 – черным, с цифрой 5 – красным. С цифрой 6 – коричневым, с цифрой 7 – желтым.
Сейчас я прощаюсь с вами, ребята! Приходите ко мне в гости еще. И мы вместе погуляем по зимнему лесу.
В конце занятия если остается время дети раскрашивают картинки или предложить детям в качестве домашнего задания.