Елена Пестова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Золотой ключ математики»
Тема занятия : «Золотой ключ математики».
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области ФЭМП на конец учебного года.
Задачи:
• Обобщить полученные знания в течение учебного года.
• Закрепить умения по всему пройденному материалу : количество и счет в пределах 5; умение соотносить число с количеством предметов; умение сравнивать предметы по величине, длине, высоте; ориентировка во времени и в пространстве;
• Уточнить знания дней недели, развивать логическое мышление, внимание.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Золотой ключ математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Упражнять в ориентировки на листе бумаге, закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.
• Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
• Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Предварительная работа : проведены занятия по счету и отсчету предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу, по уравниванию групп предметов двумя способами, по сравнению предметов по длине, ширине, даны начальные знания о днях недели, даны знания о геометрических фигурах.
Используемый материал : мяч, набор предметных картинок, плакат с нарисованными геометрическими фигурами, набор с геометрическими цепочками, конверты с заданиями, касса с цифрами, лист бумаги для определения положения предметов в пространстве.
Орг. момент
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Здравствуйте, ребята. Скажите, мне, пжл, сегодня у нас какой день недели? ( ребята: четверг! Правильно! А какая сейчас часть суток? ( ребята: утро! А как вы догадались, что утро, а не вечер? Ответы ребят…
Каждое утро четверга мы с вами погружаемся в мир цифр. Предлагаю вам этим и сегодня заняться!
Ой, ребята, а кто это стучит?
Воспитатель выходит и приходит с игрушкой Буратино в руках.
Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Он говорит, что потерял очень важную вещь и просит нас помочь найти. Поможем? Ребята отвечают: да! Но он говорит это нет просто, так как для этого надо знать цифры, геометрические фигуры…. Раз вы считаете, что Буратино не подведем, то пойдемте искать. Еще, ребята, Буратино сказал, что за каждое задание, если правильно выполним, мы будем получать картинку. И из нескольких частей можем составить целую картинку и понять, что же ищем Буратино.
Прежде чем отправиться, давайте обернемся вокруг себя два раза!
Начинаем!
Разминка.
Давайте немного разомнемся! У меня есть волшебный мяч. На вопросы надо отвечать быстро тому, кто получил мяч.
- Какое сейчас время года?
- Какой весенний месяц сейчас идет?
- Какое время года после лета?
- Сколько всего времен года?
- Какие части суток ты знаешь?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько солнышек на небе?
- Какие дни недели мы называем «выходными»?
- Как называется первый день недели после выходных? С какого дня начинается рабочая неделя?
Скажите наоборот: (я называю слово, а вы мне противоположное значение)
- далеко - близко
- глубоко - мелко
- тяжелый – легкий
- кислый – сладкий
- спереди - сзади
- слева – справа
- вверх-вниз
Мы с вами размялись и отправляемся на поиски утерянного предмета.
«Игровые упражнения»
(сравнение предметов по разным величинам). Воспитатель показывает ряд картинок, на которых нарисованы предметы разные по величине, длине, высоте.
Например: Воспитатель показывает одну из картинок и говорит:
- посмотрите, на рисунке три домика. Что мы можем про них сказать, если сравнивать их по высоте?
Показывается картинка с деревьями :
- у высокого дерева ствол – толстый, а у низкого дерева ствол – тонкий.
- а где нарисовано солнышко – над березой.
- а как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? (день)
- почему вы так думаете?
- где расположена божья коровка?
Показывается картинка на сравнение: ширины и длины предметов.
Молодцы, справились и получаем элемент предмета, который ищем.
Давайте немного отдохнем и сделаем разминку (была разминка умственная, теперь спортивную).
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
Далее, предлагаю вам сесть за столы и внимательно меня послушать.
«Счет в пределах пяти, порядковый счет».
Вызываю 5 детей, раздаю карточки с цифрами от 1 до 5. Детям предлагается встать по порядку, в соответствии с теми цифрами, которые им даны.
А теперь каждый сам работает с своими карточками цифр. Надо выложить цифровой ряд от 5-1. Один ребенок выходит к доске и проделывает это со всеми. Проверяем. Какое число самое большое? Какое самое маленькое?
2) Я вам буду показывать картинку с нарисованными геометрическими фигурами, вы должны посчитать их и ответ показать, а не говорить.
Ой, посмотрите, еще половинка картинки и мы на пути к отгадке.
Разминка пальчиков (дети встают и разминают пальчики)
Начинаем колдовать
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Двери будем открывать
Хоть замочек очень крепкий (руки в замок)
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим (вращение руками)
А потом три раза дунем
(дунуть на руки)
Покачаем: 1, 2, 3 (покачать руками)
Дверь замочек отвари (открываем)
Далее берем листочки - полочки.
Слушаем задание.
На верхней полочке выложите 3 квадрата, а на нижней 4 кружочка. Скажите, каких фигур больше? Сделайте так, что б квадратов и треугольников было поровну, по 4. Что для этого надо сделать?
Убираем.
На нижней полочке выложите 5 кругов, а на верхней 4 треугольника. Сделайте так, что б их было поровну по 4. Что надо для этого сделать.
Теперь отложим листочки и устроим не большое соревнование. У меня есть матрешки. Они одинаковые или разные? Они разные по размеру. Задание: разложить матрешек от самой большой до самой маленькой. (т. е что бы первая матрешка была самая высокая, большая, а последняя самая маленькая или низенькая).
Две доски и две команды. Выходят по два человека.
За правильные ответы вы получаете еще частичку к нахождению предмета.
Молодцы, мы с вами засиделись, и я предлагаю вам встать и подойти сюда.
Посмотрите на доску. У меня висит плакат. Что на нем нарисовано? Правильно: геометрические фигуры.
- Где расположен квадрат? (посередине).
- Где расположен ромб? (в правом верхнем углу).
- Где расположен круг? (в нижнем левом углу).
- Где находиться овал? (в левом верхнем углу).
- Где расположен треугольник (в правом верхнем углу).
А теперь давайте посмотрим на второй плакат. И вопросы я буду задавать немного по другому.
Какая фигура расположена в верхнем правом углу? (круг)
Какая фигура расположена в верхнем левом углу? (квадрат)
Какая фигура расположена в центре? (овал)
Какая фигура расположена в нижнем правом углу? (ромб)
Какая фигура расположена в нижнем левом углу? (прямоугольник)
Молодцы, вы получаете последнюю картинку. Если мы сложим их все вместе, то получим…ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК!
Это ключик от нашего хорошего настроения!