Елена Нетеча
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Числа 1–5. Повторение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Числа 1 – 5. Повторение.»
Нетеча Елена Васильевна,
воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Ровеньский
детский сад № 3 комбинированного
вида Белгородской области»,
Белгородская область, п. Ровеньки
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Пояснительная записка:
Непосредственно образовательная деятельность, которая представлена вашему вниманию, является одним из вариантов рассмотрения темы «Числа 1-5. Повторение!» в рамках программы «В стране занимательной математики» и решает задачи образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Данная образовательная деятельность позволяет в доступной форме закрепить знания детей. А предлагаемая форма работы позволяет практически применить знания, полученные детьми ранее.
Сочетание различных видов деятельности (продуктивной, игровой, двигательной, коммуникативной, познавательной, а так же чтения художественной литературы) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всего взаимодействия воспитателя с детьми. Наличие чётко построенной сюжетной линии позволяет обеспечивать максимальную вовлечённость детей в процесс игры-обучения. А смена видов деятельности, использование различных методов и приёмов способствует тому, что дети активны на протяжении всего отведённого времени.
В работе используется метод «полного» погружения ребёнка в предполагаемую атмосферу (игра-импровизация). Все задачи реализуются через игровые ситуации: дети не только слышат, но и проживают ситуации, сами делают выводы.
Цель:
Активное использование ребенком усвоенной на занятиях по формированию элементарных математических представлений информации путем проявления собственного опыта.
Задачи:
Упражнять в умении находить место числа в натуральном ряду чисел.
Закреплять представления о сложении как объединении предметов.
Развивать пространственные представления, уточнить отношения: относительно себя, другого лица.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Способствовать развитию памяти, мышления, воображения.
Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы; уважение к старшим.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: картинки: «Красная Шапочка», «Заяц», «Медведь»,
«Волк», набор картинок «Овощи».
Раздаточный: карандаши, карточки с изображением медведя, Красной
Шапочки, набор цифр, набор геометрических фигур,
конверты с заданиями, лента цифр от 1 до 5.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Хотите попасть в настоящую сказку? (ответы детей)
Но для того чтобы попасть в сказку, нам надо выполнить следующее задание: Возьмите конверт с цифрой 1.
Устный счет:
- Огурец положите на цифру 3
- Капусту – между цифрами 1 и 3
- Перец – на цифру, которая стоит перед цифрой 2
- Цветы – на цифру, которая стоит перед цифрой 5
- Какая цифра осталась без картинки? (5)
- Давайте узнаем, какая же сказка спряталась за цифрой 5
(«Красная Шапочка»).
Повторение изученного материала :
- Мы попали в сказку «Красная Шапочка», кто из вас вспомнит, куда шла девочка через лес? Бабушка заболела, и внучка решила ее навестить. А вы ходите в гости к своим родным? Вспомним, какая опасность подстерегала Красную Шапочку в лесу? Она просит нас о помощи, чтобы мы проводили ее через лес. Поможем? Тогда отправляемся в путь.
1. Объединение групп предметов в одно целое :
- На полянку выбежал Зайка. Найдите карточку, где нарисован заяц. Он нес морковку, чтобы передать больной бабушке, но с ним случилось несчастье, по дороге он растерял морковь. Поможем Зайке собрать её и узнаем, сколько же моркови он нёс бабушке.
(дети выполняют задание).
- А что еще любит заяц?
- Отгадайте загадки, про какие овощи так говорят?
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста)
Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она. (картошка)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – гладкая,
На вкус, как сахар – сладкая. (морковь)
Я важный и сочный
У меня красные щечки. (помидор)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (огурец)
(выставить картинки овощей).
- Зайка предлагает нам поиграть. Игра называется «День – ночь» (Дети запоминают расположение картинок. По команде «Ночь» - закрыть глаза, а по команде «День» - посмотреть на картинки ещё раз и рассказать, как изменилось их расположение).
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре.
Встал с постели мишка Вини.
Потянулся, улыбнулся
И отправился гулять,
В лес малину собирать.
2. Закрепление пространственных отношений: относительно себя, другого лица:
- Посмотрите, кто это на лесной тропинке? (Медведь). Мишка собирает малину. Он и узнал, что бабушка заболела, и решил отнести ей гостинцы – цветы и корзинку ягод. Давайте его догоним. Но чтобы догнать Мишку, надо определить в какой лапе он держит цветы (корзинку? Возьмите карточку, где нарисован медведь. Он повернулся к нам «лицом», но предметы исчезли. Нарисуем цветы и корзинку так, чтобы они были у него в тех же лапах. Давайте проверим (повернуть картинку).
- Вот мы и догнали Мишку. Он очень обрадовался, что встретил Красную Шапочку и передал ей свои гостинцы. А мы отправляемся дальше.
3. Закрепление знаний о геометрических фигурах:
- Вдруг из-за куста появился Волк. В нашей сказке он беспокоится о здоровье бабушки. Волк ждал Красную Шапочку, чтобы передать для бабушки своё теплое любимое одеяло. Но вот беда, пока он шел по лесу, одеяло зацепилось за ветки и разорвалось. Его нужно починить. Поможем? Возьмите конверты с цифрой 2 и заштопайте одеяло. Очень красиво у вас получилось. Настоящее лоскутное одеяло!
- Какие геометрические фигуры понадобились для работы? (ответы детей)
4. Итог занятия :
- Вот мы и добрались до лесной опушки. Теперь Красной Шапочке нечего бояться, она быстро доберется до бабушкиного домика.
- Как вы думаете, Красная Шапочка расскажет бабушке о нашей помощи? Давайте вспомним, кто встретился нам на пути?
- А нам пора возвращаться. Закройте глаза и представьте, что мы идем по лесной тропинке. Ярко светит солнышко, поют птицы, порхают бабочки. Воздух в лесу чистый и свежий, вдохните полной грудью (выдохните). Приятно любоваться такой красотой. Что это за незнакомое место? Так много деревьев, куда-то пропала тропинка. Да мы заблудились! Что же делать? К нам на помощь спешат наши новые друзья – Зайка, Медведь, Волк. Они наверняка нас выведут из этой лесной чащи. Откройте глаза, действительно, мы снова в нашей группе.
- Понравилась вам сказка, а прогулка по лесу? Ребята, Красная Шапочка очень рада, что встретила таких умных, сообразительных и надежных друзей. На память она дарит вам свою фотографию (конверт с цифрой 3). Но что-то случилось с фотоаппаратом и самый красивый цветочек, который расцвел у бабушки в саду, оказался бесцветным. Наша задача раскрасить цветок. Но закрасить нужно таким цветом, который соответствовал бы вашему настроению.
- Молодцы, ребята, вы помогли маленькой девочке, можно с уверенностью сказать – вы настоящие друзья.
Ожидаемый результат:
В ходе ООД в старшей группе по теме «Числа 1-5. Повторение» дети становятся более активными, используют полные ответы, а их суждения основаны на доказательствах. Дети владеют навыками счета, а именно: считают в пределах 10, ориентируются в числовом ряду в пределах 5.
Имеют представление о сложении (в пределах 10, могут определить нахождение предметов по отношению к себе, к другому лицу, знают геометрические фигуры и их признаки.
Литература:
1. Тетрадь: «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1. Авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина
2. Методические рекомендации: «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 1. Авторы Л. Г. Петерсон, Н. С. Холина
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2001. – 404 с.
4. Соболева А. В. «Загадки-смекалки». – М. : «Гном-Пресс», 1999. – 96 с.