Людмила Тазиева
Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной к школе группе «Наши леса — земли краса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши леса – земли краса»
Цель:
Формировать элементарные экологические представления детей.
Задачи:
1. Конкретизировать представления детей о лесе как природном сообществе растений и животных, проживающих вместе и зависящих друг от друга.
2. Формировать представления о значении леса в жизни человека (эстетическом, оздоровительном, хозяйственном).
Публикация «Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной к школе группе „Наши леса — земли краса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывать желание заботиться о природе, беречь ее.
Оборудование:
Отдельные магнитные картинки с изображением деревьев, животных, озера, рыб, птиц, ягод и грибов. Большая картинка с изображением деревьев без листвы. Аудиозапись «Звуки леса», «Кукушка» Дакен. Коврики для гимнастических упражнений. Плакат «Правила поведения в природе». Картинки с изображением правил поведения в природе для раскрашивания. Цветные карандаши, картон красный и синий, клей, кисти для клея, салфетки. Интерактивная доска. Презентация к занятию.
Ход:
Дети располагаются у интерактивной доски, воспитатель предлагает им отгадать загадку.
Воспитатель:
Слайд №1
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Что это?
Слайд №2 ЛЕС.
Сегодня я хочу рассказать удивительную историю про лес и предлагаю вам ее проиллюстрировать.
Дети располагаются на стульчиках.
Итак, рассказ начинается…
«Однажды художник решил нарисовать лес.
«Что такое лес?» - рассуждал художник.
«Лес-это, конечно, деревья».
И стал он рисовать деревья – берёзы и ели, дубы и клёны, липы и рябины, осинки и сосны.
Одновременно на магнитную доску предлагает детям поместить карточки с изображениями данных деревьев. Звучит фонограмма. Дети рассматривают изображение.
«Очень хорошо у него получилось. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и берёзок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал он. - Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел художник внимательно и понял, что это разговаривает с ним большой дуб.
- Разве может быть лес без кустов, цветов, травы, грибов, ягод?
- Не может, - согласился художник. И принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья. И они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, цветы, зелёная трава, грибы и ягоды.
Дети помещают на доску изображения кустарников, травянистых растений, грибов, ягод называя их.
Но лес продолжал болеть.
- Это потому, что в твоём лесу нет жителей, - снова услышал художник голос мудрого дуба.
- Разве это обязательно? – удивился художник. – Но я не знаю, кто мог бы жить в лесу?»
Воспитатель: А вы ребята, можете рассказать художнику, кто может жить в лесу?
Выслушав ответы детей, помогает им расположить изображения животных на картине.
Воспитатель продолжает рассказ: «И художник нарисовал разных животных. Он окончил работу, когда было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев. Случилось чудо - его лес ожил!
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты старый дуб. – Теперь он будет жить, потому что в нём есть всё: и деревья, и травы, и цветы, и грибы, и животные. Все они непременно находятся в лесу. И все они вместе - это и есть ЛЕС.
Давайте послушаем и мы ребята. Предлагаю вам расположиться на ковриках, закрыть глаза и внимательно послушать. Что или кого вы услышите?
Звучит фонограмма «Звуки леса».
Воспитатель:
- Вот такая интересная история. Она вам понравилась? А что или кто вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей)
- А мне очень понравился умный старый дуб. Потому, что он смог объяснить художнику, что лес - это большой дом со множеством жильцов. И все они нужны друг другу.
- А как лес помогает человеку?
Выслушиваются ответы детей (даёт ягоды, грибы, лекарственные растения, листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания).
- Ещё лес даёт людям хорошее настроение.
Слайд №3 (картина леса)
- Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку
Звучит мелодия Дакена «Кукушка».
- А поэты пишут замечательные стихи послушайте одно из них:
Слайд №4 (стихотворение о лесе с соответствующей картинкой)
Как чудесен наш лес на заре!
Весь сверкает, блестит в серебре!
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
Молодая осинка стоит-
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву
И уронит росинку в траву…
- И конечно же художники пишут замечательные картины.
Слайд №5,6,7 (картины художников о лесе)
Воспитатель:
- Но вернемся к нашему художнику.
Лес замечательно жил на картине художника, он весело шумел летом и украшал землю своей золотой листвой осенью; в него прилетали по весне птицы, пели свои волшебные песни; в нем жили разные животные: насекомые, звери. Но однажды в лесу появились люди. У них были большие рюкзаки за спинами, а в них топоры и спички. А еще у них был большой магнитофон, из которого доносилась громкая музыка. И в лесу стало непривычно шумно. Он наполнился громкими голосами и звуками музыки, стуком топоров… По лесной полянке расползался запах дыма, на ней выросли мусорные кучи из консервных банок, пластиковой посуды. повсюду летали бумажки и пакеты… И вмиг замолчали птицы.
Как вы думаете, ребята, что дальше случится?
Ответы детей.
- Да, вы правы. Испугавшись шума и громкой музыки, покинули свои гнезда птицы, убежали в другой лес звери.
- Что станет с деревьями, если исчезли птицы?
Ответы детей (деревья погибнут, т. к. птицы защищают их от вредителей).
- Что будет с травянистыми растениями, если на земле, где они растут, высятся кучи мусора?
Ответы детей (трава не сможет расти на загрязненной почве, она погибнет). Одновременно с ответами детей воспитатель убирает с доски изображения растений и животных.
- Посмотрите, что осталось на месте недавно шумевшего, полного жизни, красивого леса? (кучи мусора)
- Представьте, к каким серьезным последствиям может привести неправильное поведение людей в природе?
- Предлагаю вам исправить ошибку в нашем рассказе и вернуться немного назад, где в лес пришли туристы и рассказать им, как нужно вести себя в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу с помощью плаката. Если ребенок затрудняется в пояснении своего ответа, то воспитатель просит помощи у других ребят или поясняет сам.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
(Растение – живое, его ветки и листья - как руки для нас. С их помощью, растение питается.)
- Нельзя рвать цветы.
(Букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращивает человек. А в природе очень много исчезающих растений, и дикие растения растут много дольше, чем садовые.)
- Нельзя разорять муравейники.
(Муравьи - санитары леса, они собирают в лесу мелкий мусор.)
- Нельзя близко подходить к гнёздам птиц.
(Испугавшись, птица может больше не вернуться в своё гнездо или вернуться слишком поздно, и тогда птенцы не вылупятся или погибнут от голода.)
- Нельзя приносить из леса животных.
(Лесные животные не смогут жить в неволе.)
- В лесу нельзя шуметь и мусорить. А как правильно гулять в лесу, чтобы не принести ему вреда?
(Нужно ходить спокойно, можно собирать грибы, ягоды, лекарственные травы, только делать это правильно. Можно рисовать, фотографировать природу, отдыхать в специально отведённых местах.)
Воспитатель:
Предлагаю вам сочинить добрый, правильный конец нашей истории.
-Итак, в лес вошли туристы, и …
Дети сочиняют продолжение истории самостоятельно. (Не стали шуметь в лесу, а тихо и спокойно отдыхали на полянке, наблюдали за жизнью леса, фотографировали интересные события и красивые растения. Они устроили пикник на полянке. А весь оставшийся после них мусор сложили в пакет и унесли с собой, и т. д.)
Включается фонограмма «Голоса леса»
-А после их ухода лес продолжал жить своей жизнью: в нем также весело, как и раньше пели птицы, летали пчелы и шмели, цвели травы, шумели своей листвой деревья. Вот так благополучно и заканчивается наша история.
Посмотрите, ребята, мы с вами смогли все исправить и предотвратить беду. Но в настоящей жизни так не получится, поэтому всегда и сразу надо поступать правильно. Для этого мы с вами должны запомнить правила поведения в лесу и научить им других.
-Предлагаю вам изготовить природоохранные знаки, которые потом можно расставить на территории нашего детского сада или отнести в группу малышей и рассказать им о том как нужно вести себя в лесу.
Детям предлагаются заготовки природоохранных знаков (рисунки с изображением разных ситуаций, красные и синие окружности, красные полоски). Дети выясняют, как правильно и как неправильно вести себя в природе и выполняют аппликацию: на разрешающие знаки приклеивают синюю окружность, на запрещающие – красную с полоской окружность.