Любовь Смирнова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : ПРЕДЛОГИ «НАД» И «ПОД».
Цель занятия : Научить детей различать предлоги «над» и «под» в словосочетаниях и в предложениях.
Задачи занятия :
1. Продолжать учить понимать и употреблять в словосочетаниях и предложениях предлоги «над» и «под».
Учить понимать разницу значений предлогов «над» и «под».
Учить различать схемы данных предлогов.
Уточнять пространственное значение предлогов «над» и «под».
Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Упражнять в умении правильно употреблять эти предлоги с существительными в винительном и творительном падежах.
Развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
2. Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, мыслительные операции посредством сравнения и исключения лишнего.
3. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию и интерес к занятиям.
Оборудование: изображение бабочки, волшебная палочка, схемы предлогов «над» и «под», пары картинок для составления предложений, цветные карандаши и листы бумаги на каждого ребенка, дидактическая игра «Четвёртый лишний», изображение сказочного теремка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами снова отправимся в страну маленьких словечек. Давайте вспомним те словечки, которые уже знаем. Поможет нам в этом волшебная палочка. Я буду произносить предложения, а вы должны услышать маленькие словечки и назвать их.
(Логопед произносит предложения с изученными предлогами, а дети выделяют и называют только предлоги.)
2. Основная часть.
1) Введение в тему. Постановка цели занятия.
Логопед: Какие вы молодцы, ребята. Услышали и правильно назвали маленькие словечки. И сегодня мы научимся различать и не путать два знакомых нам словечка, а какие, вы мне скажите чуть позже. Поможет нам гостья. Угадайте, кто это.
(Логопед загадывает загадку про бабочку. Дети отгадывают.).
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Логопед: Посмотрите, где летает бабочка и определите, какие маленькие словечки она вам принесла. (Логопед поднимает и опускает бабочку над и под столом, стулом, рукой, доской. Каждый раз, совершая действие, спрашивает: «Где летает бабочка?». Дети дают ответы.)
Логопед: Вы догадались, какие маленькие словечки мы будем различать? Зачем нам этому надо учиться? (Дети дают ответы.)
2) Дифференциация значений предлогов «под» и «над» и их схематических изображений.
Логопед: Дети, бабочка нам что-то принесла в конверте. Хотите посмотреть? Что это? ( Дети: Это схемы –домики, в которых живут маленькие словечки.)
Ой, с ними что-то произошло, схемы рассыпались. Давайте поможем бабочке их восстановить. (Дети садятся за столы и зарисовывают цветными карандашами схематическое изображение предлогов «над» и «под».)
Логопед: Как должен выглядеть домик-схема для словечка «под»? В каких случаях мы употребляем это словечко?
( Дети: Надо нарисовать сверху прямоугольник, а внизу круг. Когда предмет находится ниже другого предмета.)
Логопед: Как должен выглядеть домик-схема для словечка «над»? В каких случаях мы употребляем это словечко?
( Дети: Надо нарисовать внизу прямоугольник, а сверху круг. Круг не прикасается к прямоугольнику. Когда предмет находится выше другого предмета и не прикасается к нему.)
Логопед просит изобразить предлоги жестами. (Дети показывают.)
3)Различение предлогов «над» и «под» на слух в предложениях.
Логопед: Бабочка предлагает игру «Кто внимательный?» Послушайте предложения со словечками «над» и «под» и покажите ту схему, которая подходит.
(Логопед читает предложения, а дети поднимают вверх подходящую схему предлога.) Молодцы, вы все старались быть внимательными.
4)Упражнение с предметными картинками.
Логопед: Бабочка принесла нам картинки. (Картинки висят на доске обратной стороной к детям.)
Ребята, хотите узнать, что изображено на этой картинке?
(Логопед открывает картинки и предлагает детям составить предложения, обращая внимание на то, что по одной картинке можно составить предложения с разными предлогами.)
Картинка №1
- Лампа висит над столом.
- Стол стоит под лампой.
Картинка №2
- Самолет летит над облаками.
- Облака проплывают под самолетом.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5) Динамическая пауза.
(Логопед произносит словосочетания слов с предлогами, дети поднимают руки
вверх, если слышат предлог «над», и приседают, если - предлог «под».)
6) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Логопед: Бабочка принесла интересную игру, которая называется «Четвёртый лишний». Кто же угадает, какая картинка лишняя? (Дети выбирают лишнюю картинку и объясняют свой выбор.)
7) Дидактическая игра «Найди пару».
Логопед: Бабочка приглашает вас поиграть ещё в одну игру под названием «Найди пару». На столе лежат картинки. Они все разные. Надо подобрать две картинки так, чтобы с их названиями можно было придумать предложение. И в предложении должно быть либо словечко «под», либо словечко «над».
(Дети находят предметные картинки, подходящие друг другу по смыслу и составляют предложения. Например: Чайка летит над морем. Котенок забрался под стол.)
8) Дидактическая игра «Теремок».
Логопед: Бабочка приготовила нам еще один сюрприз. (Выставляет сюжетную картинку «Теремок».) Вы узнали сказку? Как она называется? Расскажите, кто живёт в теремке? Мы будем загадывать загадки про жильцов теремка. Нам поможет волшебная палочка и маленькие словечки. Передавайте палочку друг другу по цепочке и задавайте вопросы. Послушайте, какую загадку загадаю я. Этот зверь живёт под лягушкой и одновременно над мышкой. Кто это? (Дети отгадывают загадку и затем задают свои вопросы.)
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, наше занятие заканчивается. Вы хорошо поработали. Какие маленькие словечки различали? Какие задания вы помогли выполнить бабочке? Что вам понравилось на занятии? У вас на столах лежат яблочки разного цвета. Если вам было легко и интересно, покажите зеленое яблоко. Если было трудно и что-то не получалось – красное.