гетьман наталия
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в разновозрастной группе на тему «История родного села»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ХО «Григорьевский ясли-сад Чаплынского муниципального округа»
Конспект занятия в 1 разновозрастной группе по ФЦКМ
«История родного края»
Подготовила воспитатель
Гетьман Н. И.
Цель: знакомство с историей родного края.
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в разновозрастной группе на тему „История родного села“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
Задачи: расширять знания детей об истории родного края, села; вызывать интерес к событиям прошлого; закрепить знания о достопримечательностях родного села, его истории создания, конкретных людях; развивать интерес к познанию истории малой родины, достижениях предков; воспитывать уважение к памятникам культурного наследия, гордость за свой народ, свою страну.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо для вас из далёкой страны. Вам интересно, от кого? Тогда садимся поудобнее и почитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я-Ли Чин Си из далекой страны, которая называется Китай. Наши государства дружат между собой: ведут торговлю, обмениваются продукцией, ведут вместе научные исследования и многое другое делают вместе. Недавно услышал я от своих знакомых про ваши чудесные края и так мне захотелось про них узнать ещё больше.
Приехать пока не смогу, а вот почитаю с удовольствием, если вы мне напишите. Очень вас прошу рассказать мне про ваше красивое село, где оно находится, что в вашем селе есть интересного, давно ли создано, какие у вас есть памятники, строения, что растёт в ваших краях? А люди у вас какие?
Расскажите мне, пожалуйста. Я с большим удовольствием и интересом почитаю, возможно, к вам приеду.
С благодарностью Ли Чин Си.»
Ребята, вот какое письмо пришло нам из далёкой страны Китай. Что мы можем ответить? Что вы можете рассказать о своем селе нашему новому другу?
Д/и «Экскурсоводы»
Цель: развивать связную речь детей, память, мышление; учить детей культуре общения; воспитывать уважение к старшему поколению, патриотические чувства.
Воспитатель: Интересные у вас получились рассказы. А я немного расскажу вам об истории нашего села, а вы внимательно послушайте.
Наше село находится в Южном Причерноморье и в далёком 18 столетии это была свободная, незаселенная местность. Везде была степь. Свободная цылинная земля, никем не паханая. Царица Екатерина вторая, расширяя границы своего государства, издала указ об освоении этих мест. И после этого сюда стали приходить из других губерний (областей) переселенцы, готовые работать и жить здесь. Они стали распахивать землю, разводить скотину, вести хозяйство, а в царскую казну платить налог. Через наше село пробегала мелководная речка Тамара, но вода в ней была горько-солёной, непригодной для питья. Люди копали колодцы глубиной 15-18метров или привозили воду для питья в бочках из источников вдали села (они и сейчас сохранились, называли их «татарскими явулами»).
Официальной датой основания села считается 1868год. В этом году поселенцы этих мест обратились к губернатору Херсонской губернии Георгию Жуковскому с прошением зарегистрировать поселение. И первоначально наше село называлось Георгиевка в честь губернатора.
Существует легенда о том, что первыми поселенцами села были три товарища и всех их звали Григориями. От этого пошло и название Григорьевка. Но это всего лишь легенда.
Первые поселенцы строили дома из глины (саман, её было много под слоем земли.
Заселяли местность переселенцы из Киевской и Камянец-Подольской губерний и селились они по разным сторонам села. Так и называлась одна часть «Киевщиной», а вторая- «Подольщиной».
Самой первой большой постройкой был костёл и сельская управа. Костёл сохранился до наших дней. Строили его добротно. Он уцелел даже после бомбёжек и кровопролитных боёв двух войн. Строительством костёла в основном занимался Рудницкий Василий. Он до поселения служил в Преображенском царском полку, затем женился ( имел большую семью: жена и 7дочерей) и прибыл в Григорьевку, занимался строительством, получив специальное разрешение. На свою пенсию закупал у населения яйца, которые добавлялись в раствор известняка и этим раствором соединяли камни для постройки костёла. Возможно только поэтому сооружение было крепким и выстояло все невзгоды.
Село постепенно расширялось. Всё больше людей сюда приходили, обустраивались, заводили хозяйство, работали.
Вначале 20 века в селе появилась «лавка», где можно было приобрести разный «крам» (товар, татары привозили и обменивали у населения свой товар (рыбу, яблоки, взамен брали зерно, которое давало большие урожаи.
В 1908 году в нашем селе построили новую школу на два помещения, она тоже стоит и сейчас (там находится церковь). В школе была «палочная» дисциплина, где учеников карали физически за провинности. Это была школа при церкви и учились в основном дети богатых крестьян. Преподавали там служители церкви, учили детей читать, считать и писать. Приходили дети и бедных крестьян, дети очень хотели учиться, стремились к познанию грамотности, это тогда и сейчас почиталось, ведь знания-это сила!
Позже (в 1924г.) жители села организовали Товарищество по совместной обработке земли (ТСОЗ). Работали дружно и стали получать ещё большие урожаи, имели большую прибыль. Когда стали организовывать колхозы, то в селе выделили 18 зажиточных семей, которые отказались вступать в коллективное хозяйство и их выселили из села.
В 1931г организовали два колхоза «Красный партизан» и им. Калинина. В этом же году открылась в нашем селе первая семилетняя школа, где учились уже все дети, причём в одном классе за партой сидели разновозрастные дети.
Зацепил наше село и голодомор. Много людей пухли от голода, умирали. Спасались от голода, кто как мог. Ели малопригодные для пищи растения, даже ловили сусликов, воробьёв, тем и спасались.
Постепенно жизнь налаживалась. Люди усердно работали в колхозах, выращивали зерновые культуры, сеяли хлопок, выпасали стада овец, разводили крупный рогатый скот.
Мирную жизнь села прервала Великая Отечественная война. 280 жителей села пошли защищать Родину, многие погибли или вернулись инвалидами. Благодарные односельчане на их честь поставили в центре села мемориальный комплекс погибшим. И каждый год на день победы мы и сейчас приносим цветы и почитаем минутой молчания своих защитников. Честь и слава им за нашу мирную жизнь!
После войны жители села стали отстраивать разрушенное фашистами хозяйство (практически всё было разгромлено, не было насаждений). Построили центральный водопровод, объединили колхоз в один, построили две фермы для крупного рогатого скота, птицеферму, свиноферму, кормоцех, позже-консервный завод, фельдшерский пункт и даже роддом, новую среднюю школу, дом культуры, организовали несколько детских садов, посадили два сада с фруктовыми деревьями. Стали завозить в село камень-ракушняк, появились каменные постройки домов сельчан. Село преобразилось.
С тех пор много лет прошло, но и сейчас наше село расстраивается, украшается. Люди стремятся улучшить свои условия проживания, работают, не покладая рук. Дети все посещают детский сад, школу, занимаются творчеством при доме культуры. Есть стадион, где проводятся соревнования, много открылось магазинов, есть своя станция скорой помощи, ФАП. К нам приезжают туристы и отдыхающие полюбоваться пейзажами солёного озера Сиваш, которое имеет необычный розовый цвет, а также уникальные целебные свойства.
Воспитатель: Интересно слушать историю своего же села? Но теперь нам надо немного отдохнуть и взбодриться!
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Раз-подняться, потянуться!
Два-согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за столик тихо сесть.
Д/и «Я потерялся»
Цель: закрепить знания детей своего адреса, фамилии, имени, отчества.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что некоторые ваши фамилии созвучны фамилиям первых поселенцев: Каминские, Гнатовские, Копивские, Рудницкие, Богачевские… Это значит, что ваши прапрадеды возможно и были первыми поселенцами нашего села. И семьи, которые носят эти фамилии, живут и сейчас здесь, женятся, увеличиваются. Члены этих семей продолжают учиться, работать. Знаете ли вы, кем работают ваши родители, кем работали ваши дедушки и бабушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня немного вспоминали историю Великой Отечественной войны и неоднократно бывали возле комплекса. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом комплексе?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, что вы правильно поступаете, когда приносите цветы к могиле неизвестного солдата, Сергею Трофимовичу Новикову, неизвестным лётчикам. Все должны помнить о том подвиге, который они совершили, давая нам возможность жить мирно, учиться, играть, работать. Всегда надо помнить и знать историю своего края, своей малой родины, гордиться своим наследием, знать людей, которые своим трудом дают возможность нам развиваться, стремиться к своей цели. Желаю вам больших успехов достичь в своей жизни, возможно даже прославить наше село (малую родину, быть достойными наследниками нашей страны!