Зарубина Нина
Конспект занятия по формированию целостной картины мира для старшей группы «Как человек дышит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: 5 - 6 лет
Дата проведения: 22 марта 2022 г.
Цель: расширение представлений детей о теле человека, его органах, системах и их функциях
Задачи:
образовательные
- закреплять умение детей различать и называть части тела человека : голова, руки, ноги, туловище, нос, уши, зубы, язык и т. д.
-подвести детей к пониманию того, что для дыхания человеку нужен не один орган, а система органов: нос, трахея, бронхи, легкие;
- дать детям знания о том, как функционирует система дыхания;
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира для старшей группы „Как человек дышит?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Старшая группа
- Темочки
-обогащать и активизировать словарь детей за счё т слов и словосочетаний: трахея, бронхи, лёгкие, дыхательная система, ворсинки, выстилает, обогащение, газообмен и т. д. ;
развивающие:
-развивать восприятие, устойчивость внимания, зрительную память, образное мышление детей;
-развивать воображение детей, упражняя в умении «перевоплощаться» в предметы «мячик», «насос», «мотоцикл»
воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения, побуждая детей внимательно выслушивать других людей, понимать и правильно формулировать вопросы, отвечать на вопросы полным ответом, но по существу;
-воспитывать у детей умение взаимодействовать в команде для достижения общего результата
Методы и приё мы: наглядность, эмоциональное воздействие, игровые приёмы, создание проблемной ситуации, вопросы, уточнения, практические действия детей.
Виды деятельности: игровая, экспериментальная, учебная.
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: столы, стулья, мольберт
Инструменты и материалы презентация для интерактивной доски «Как человек дышит?», картинки с изображением «мячик», «насос», «мотоцикл», настольно-печатная дидактическая игра «Сложи изображение»;
ТСО: интерактивная доска, ноутбук, колонки-усилители звука.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение статей из детской энциклопедии «Моё тело», дидактические игры «Моё тело», конструкторская игра «Человек», рассматривание иллюстраций на тему «Тело человека», беседа «Что для чего?», работа с раскрасками «Тело человека», слушание аудиозаписей о здоровье и теле человека, просмотр обучающих видеороликов: «Тело человека», «Как человек видит?», «Почему кровь красная?», «Как работает мозг?», «Что происходит с пищей, когда мы ее проглотили?»
Ход занятия
Вступительная часть
Ребята, попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь сегодня. Для этого давайте поиграем в мою любимую игру «Подскажи словечко». На экране текст загадки. Я его вам прочитаю, а вы «подскажите словечко». Итак, начинаем.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждёт он и вздыхает,
Слова не хватает.
Чтобы снова в дальний путь
Стих потёк как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
(слайд №1)
• Дети весело бегут к речке по дорожке, а для этого нужны нашим детям … (ножки)
• Вот конфетки мы берём, по две, по три штучки, но для этого нужны нашим детям …. (ручки)
• Дети слушают в лесу как кричат кукушки, а для этого нужны нашим детям… (ушки)
• Дети ядрышки грызут, падают скорлупки, а для этого нужны нашим детям … (зубки)
• Дети смотрят на кота, на картинке в сказке, а для этого нужны нашим детям …. (глазки)
(слайд №2) Кто сможет назвать всё это одним или двумя словами. Что это? (части тела человека)
Основная часть
Совершенно верно. Мы продолжаем изучать тело человека. (слайд №3) Посмотрите на картинку. О чем же, мы сегодня будем говорить? (Как человек дышит)
Основная часть
(слайд №4)
Посмотрите внимательно. Это дыхательная система человека. Кто сможет определить, из скольких частей она состоит?
Дыхательная система состоит из носа, трахеи, бронхов и лёгких.
(слайд №5)
Нос человека разделён посередине перегородкой, которая делит его на две части. Воздух в нос входит через ноздри, внутри носа расположены извилистые «ходы», вся носовая полость покрыта слизью и ворсинками. Это нужно для того, чтобы холодный воздух с улицы согрелся и очистился от частичек пыли и грязи.
(слайд №6)
Из носа воздух попадает в трахею, длинную трубку, затем трахея разделяется на две части, затем каждая часть ещё на две, пока не получится разветвлённая система бронхов (бронхи похожи на корни дерева, внутри поверхность трахеи и бронхов также смазана слизью.
(слайд №7)
Посмотрите внимательно на картинку. Чем здоровые бронхи отличаются от больных? Чем забиты больные бронхи? И как вы думаете, что происходит с человеком, когда он простужается, и его бронхи забиваются слизью? Давайте посмотрим следующий слайд и проверим, правы ли вы? (слайд №8)
(слайд №9)
Через бронхи воздух попадает в лёгкие. На что похожи лёгкие? Из чего состоят лёгкие? К каждому из этих пузыриков подходят как мелкие ответвления бронхов, так и кровеносные сосуды, воздух отдаёт крови кислород, а забирает углекислый газ и отправляется в обратный путь.
А теперь попробуйте рассказать, как человек дышит, глядя на эту схему (слайд 10) :
• нос – трахея - бронхи – лёгкие - человек делает вдох;
• лёгкие – бронхи – трахея – нос – человек делает выдох.
Этот процесс продолжается постоянно. Человек не может перестать дышать. Наше тело без кислорода не выживет.
Физкультминутка
Я вижу, что вы устали. Поэтому предлагаю отдохнуть. Поскольку сегодня мы говорим о дыхании, то и гимнастика у нас будет дыхательной. Я предлагаю вам выбрать картинку из трёх. Что изображено на картинке, такое дыхательное упражнение мы и будем выполнять. (картинки «мячик», «насос», «мотоцикл»)
Продолжаем нашу работу. Для того чтобы вы лучше запомнили название частей дыхательной системы человека я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Сложи изображение»
Для этой игры нам нужно разделиться на три команды. Каждая команда собирает изображение части дыхательной системы и называет ее.
Заключительная часть:
В конце нашего занятия я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:
• Какое задание вам особенно понравилось и почему?
• Какое задание было трудно выполнять и почему?
• Что вы узнали сегодня о теле человека?
• Что вы ещё хотели бы узнать?
• Где это можно узнать?