elena
Конспект занятия по фонетике «Звук и и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Научить чётко произносить звук [а]; выделять звук [а] в начале и в конце слова.
• Развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику, воображение, память.
• Воспитывать самостоятельность.
Оборудование. Предметные картинки со звуком [а], индивидуальные зеркала по числу детей, звуковые бегунки, условные обозначения (красные квадраты) гласных звуков, буква А, простые и цветные карандаши, тетрадь с заданиями.
Организация
Публикация «Конспект занятия по фонетике „Звук и и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
1. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Развитие внимания. ]
Логопед встречает детей в группе. В руках у него картинки со звуком [а].
Логопед: Посмотрите, сколько вкусных предметов на картинке. Что это?
Дети: Ананас, апельсин, абрикос, айва…
Логопед: Правильно. На какой звук начинаются все эти слова?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, на звук [а].
«Апельсин». [Развитие координации речи с движениями. ]
Логопед вместе с детьми выполняет упражнение.
Логопед: Мы делили апельсин – имитируют движения: «чистят апельсин»,
Много нас, а он один – руки в стороны, затем показывают указательный
палец правой руки.
Это долька – для ежа – загибают по одному пальчику на обеих руках.
Это долька – для чижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура – показывают вверх ладошки.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда! Пальцы побежали по столу.
Дети садятся на свои места.
2. Артикуляционная гимнастика, знакомство с звуком. [Развитие артикуляционной моторики. Научить чётко произносить звук [а].]
Логопед показывает детям перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [а]. Логопед: Когда мы произносим звук [а], то:
-губки в спокойном состоянии;
-ротик открыт широко;
-язычок спокойно лежит во рту;
-горлышко «работает».
Ладошки детей для контроля за работой голосовых связок лежат на горлышке. Дети правильно произносят звук [а] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Логопед: Звук [а] - гласный : его можно петь, т. к. воздух на своём пути не встречает преграду.
Показывает детям красный квадрат для обозначения этого звука.
Дети, как девочка укачивает куклу и поёт ей?
Дети: А-А-А. (протяжно)
Логопед: Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
Дети: А-А-А… (прерывисто)
3. Фонетико-фонематические упражнения. [Развитие фонематического слуха. ]
Логопед просит детей самостоятельно произнести столько раз звук [а], сколько раз логопед хлопнет в ладоши. Логопед уделяет внимание каждому ребёнку.
Логопед: Все вместе повторяйте за мной: А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога.
Я произношу слова. Если вы слышите звук [а] в словах, то хлопните в ладоши. Если вы не слышите звук [а] в словах, то пригрозите пальчиком.
Логопед: арбуз, абрикос, утка, антенна, осы, индюк, астра.
4. Знакомство с буквой А (графическое изображение). [Развитие мелкой моторики, воображения. ]
Логопед: Букву А узнать легко,
Ноги ставит широко!
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что ещё похожа буква А?
Дети: На ракету, на крышу дома, на антенну.
Логопед восхищается ответам детей и вместе с ними делает букву А из пальчиков : указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в
кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
5. Заучивание правила «Звуки и буквы». [Развитие памяти. ]
Произнося правила, дети указательным пальцем показывают: ухо, рот, глаз, пальцы.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим,
6. Знакомство и работа со звуковыми бегунками.
Логопед показывает детям звуковой бегунок и объясняет, как им работать.
Логопед: Покажите на звуковых бегунках звук [а], который стоит в начале слова. А теперь покажите звук [а], который стоит в конце слова.
Дети выполняют задание.
Логопед предлагает слова: апельсин, рука, абрикос, арбуз, нога, труба…
7. Упражнение «Сколько звуков А в именах?» [Развитие фонематического слуха. ]
Логопед: Имя Антон начинается со звука [а]. Какие вы ещё знаете имена, которые начинаются со звука [а]?
Дети: Андрей, Ася, Аня, Алик …
Логопед: В именах Алла, Алёша, Алина, где вы слышите звуки [а]?
Дети: В начале и в конце.
Логопед: Правильно.
8. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. ]
Дети обводят по точкам букву А, затем печатают буквы, называют картинки, раскрашивают их, определяют место звука.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед организует беседу, предлагает детям вспомнить, чем занимались на занятии. Оценивает каждого ребёнка.