Елена Устинова
Конспект занятия по ФКЦМ для детей старшего возраста «Путешествие по природным зонам России с капитаном Врунгелем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : создать условия для формирования предпосылок естественно - научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи :
образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, растениях и животных, характерных для ккаждой климатической зоны;
развивающие : развивать начальные географические представления детей страршего дошкольного возраста;
воспитательные : воспитывать экологическое сознание, патриотизм.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа : беседы по теме, рассматривание картинок с растениями и животными природных зон России, просмотр мультфильма про капитана Врунгеля.
Методы и приемы : игровой, словесный.
Оборудование и материалы :
глобус, картинки с природными зонами, физическая карта России, картинки - магниты с изображениями растений и животных, лото "Кто где живет", медали.
Ход занятия.
Мотивационный этап
Стихотворение "Ах, как прекрасна наша планета!" А. Усачева.
Но на климатические пояса поделена не только вся планета, но и отдельные большие части суши - материки, и страны на них. А так как наша страна (Россия) очень большая, то на ее территории расположено немало таких поясов. Давайте же их исследуем!
Ориенировочный этап
Ребята, сегодня в гости к нам прибыл капитан Врунгель. На своей яхте "Победа" он много где побывал. И сегодня капитан предлагает совершить вам увлекательное путешествие!
Вы знаете, что такое яхта? (водный транспорт) Правильно, поэтому путешествовать мы с вами будем через моря и океаны, реки и озера, заплывая на остановку в разные части страны.
Смотрите, капитан приготовил для вас небольшой сюрприз. Но чтобы узнать, что это за сюрприз, отгадайте загадку :
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика,экватор, полюс
Уместил всю Землю (глобус)
Правильно, это глобус. (модель Земли) А вот здесь у нас карта. Чем отличается карта от глобуса? (плоская и объемная модель Земли) Капитан мне шепнул по секрету, что настоящие путешественники и исследователи работают с картой.
Перед тем, как отправиться в пктешествие, мы с вами посмотрим и на карту, и на глобус. Какого цвета больше всего? (голубой, это вода) Вода омывает сушу, а суша разноцветна. Почему? (зеленый - равнины, желтый - пустыни, коричневый - горы)
Исполнительский этап
Чтобы ничего не пропустить, капитан Врунгель предлагает стартовать с самой высшей и северной точки России - это Арктика. Почему она показана белым цветом? (вечная мерзлота, лед, очень холодно) Есть ли здесь жизнь (живой природы очень мало- лишайники, мхи, белые медведи, гагары, полярные совы) Давайте, кто не боится сильного холода, быстро обозначим их картинками на нашей карте.
Наша яхта начала движение по океанам, и следующая остановка - тундра. Природа немного богаче, а животный и растительный мир разнообразнее. Здесь растут так же мхи и лишайники, брусника и морошка. А какие животные населяют тундру? (северные олени, песцы, полярные волки) Хорошо, ребята, давайте заселим тундру.
Наш отважный капитан зовет нас дальше, в тайгу Здесь значительно теплее, растут хвойные деревья, протекают реки, есть озера. Какие же животные и птицы здесь живут (росомаха, лось. соболь, рябчики, глухарь) Почему здесь больше растений и животных? (больше пиши, лучше природные условия)
По одной из крупных рек мы плывем дальше, и попадаем в зону широколиственных и смешанных лесов. Здесь достаточно тепло целых 4 месяца, что удобно и растениям, и животным. Их мир очень разнообразеню
А в какой климатической зоне мы с вами живем? (В зоне широколиственных и смешанных лесов) Эта природа нам знакома.
Давайте сделаем привал, а потом расселим животных и посадим растения. На привале мы немного разомнемся.
Физкультминутка "Вместе по лесу идем, Не спешим, не отстаем"
Отлично, а теперь за дело. (расселяем волков, лис, ежей, филинов. Сажаем липу, березу, малину, грибы)
И снова мы отправляемся дальше. И нас встречает зона лесостепей. Здесь становится суше и жарче, а растений и животных меньше. Почему? Кто здесь живет, что здесь растет? (Клен, дуб, белки, суслики. Им нужно меньше пищи и воды)
Из лесостепи мы отправляемся в степь. Но здесь мы оставим нашу яхту, и пойдем пешком. (мало водоемов) Здесь почти нет деревьев, растут кустарники и травы на открытом пространстве. Кто и как здесь прячется? (Полевки, хорьки, ястребы; мятлик, дикий овес, терн).
Прошли еще рассояние и попали в последнюю климатическу зону России - зону полупустынь и пустынь. Здесь растений и животных мало. Растения прячутся глубоко в почву, они берегут питательные вещества. И растения, и животные экономят питательные вещества, приспособились к суровым условиям. Кто же здесь живет? Какие растения растут? (суслики, песчанки, вараны. Растут верблюжья колючка, кактусы)
Врунгель :
- Ребята, а как вы думаете, почему именно так расположены климатические зоны? Давайте посмотримс на глобус. Солнце светит неравномерною Сверху, на Севере, где арктическая пустыня, тепло практически не попадает. А дальге? (Тепло и свет от солнца попадает на Землю больше, и становится теплее, происходит смена природных зон)
Рефлексивный этап
А теперь мы с вами еще раз вспомним природные зоны, и поиграем в лото "Кто где живет?".
Перспективный этап
Отлично мы сегодня провели время, узнали новое. Эти знпния обязательно пригодятся вам в школе. Правда,капитан?
Врунгель :
- Ребята, вы такие молодцы! Совершили такое путешествие! За вашу храбрость и знания я награждаю вас медалями!