Наргис Шарипова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Управляем финансами» для старших дошкольников
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА ТЕМУ «УПРАВЛЯЕМ ФИНАНСАМИ»
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Управляем финансами“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Актуальность. В современном мире очень важной для каждого человека является финансовая грамотность. Сейчас много товаров и услуг. Все это увеличивает желание тратить деньги. Важным качеством является умение сохранить деньги и правильно их расходовать. Работу по повышению финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного детства.
Цель: формирование у детей старших дошкольников основ финансовой грамотности, формирование знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить с понятиями «бюджет», «доход», «расход», «реклама», «экономия»;
– расширять знания детей о правилах обращения с деньгами.
Развивающие:
– развивать память, внимание, речь, творческие способности;
– развивать коммуникативные качества детей.
Воспитательные:
– воспитывать бережливость, экономность;
– формировать навыки командной игры.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточки для игр). Мультфильм «Смешарики» (серия «Финансовая грамотность. Благородное дело»).
Предварительная работа: подготовка раздаточного материала, изготовление бумажных кошельков способом оригами.
Методы и приемы: игровой, словесный, практический.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами будем рассуждать о том, как сохранить и сберечь деньги, то есть правильно обращаться с деньгами. Как вы думаете, для чего нужны деньги?
Дети: На продукты, одежду, игрушки.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю про кошелек, а вы отвечайте на вопросы.
Воспитатель показывает кошелек.
Воспитатель: Кошелек часто открывают. Для чего его открывают?
Дети: Достать деньги.
Воспитатель: Деньги в кошельке хранятся в разных кармашках. Бывают дни, когда кошелек тоненький, а бывают дни, когда он очень толстый. В какие дни кошелек становится толстым?
Дети: В день зарплаты, пенсии.
Воспитатель: Семейные деньги называются семейным бюджетом. Кто вносит деньги в семейный бюджет? Как называются эти поступления денег?
Дети: Мама, папа приносят зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию. Студент – стипендию.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассуждать о семейном бюджете, семейных доходах и расходах. Итак, в кошельке есть деньги. Их расходуют на товары. Как одним словом называются деньги, которые потратили?
Дети: Расход.
Воспитатель: Как одним словом называются деньги, которые поступили в семейный бюджет?
Дети: Доход.
Воспитатель: А теперь разделимся на пары и поиграем. Первая игра называется «Доход или расход?». Я называю вам ситуацию, а вы говорите, доход это или расход.
Папа получил зарплату.
Дети: Это доход.
Воспитатель: Бабушка получила пенсию.
Дети: Тоже доход.
Воспитатель: Дедушка заболел и ему нужно купить лекарство?
Дети: Это расход.
Воспитатель: Заплатили за квартиру.
Дети: Это расход.
Воспитатель: Бабушка продала яблоки.
Дети: Это доход.
Воспитатель: Ребята, подумайте, может ли быть в семье расходов быть больше, чем доходов?
В ходе беседы воспитатель подводит детей к выводу, что такое может быть, но лучше, чтобы расходы не были больше доходов, а, наоборот, чтобы доходов было больше.
Воспитатель: Что для этого нужно?
Дети: Нужно экономить.
Воспитатель: Как мы можем сэкономить?
Предполагаемые ответы детей: выключаем свет, когда он не нужен; выключаем вовремя воду, аккуратно носим одежду, многое делаем своими руками, меньше покупаем сладкого, больше ходим пешком, сравниваем цены и выбираем по цене и качеству, даем вещам вторую жизнь (ремонтируем или продаем).
Воспитатель: А где еще мы можем хранить деньги, кроме кошелька?
Дети: В копилке или на пластиковой карточке.
Воспитатель показывает детям изображения копилки и банковской карты.
Воспитатель: Как же можно хранить деньги на карточке? Оказывается, карточка хранит деньги в безналичной форме. Карточка знает секрет волшебных цифр, хозяин карточки может купить, что ему нужно. Карточку можно хранить в кошельке, чтобы она не потерялась, ее надо беречь.
А сейчас я вам раздам картинки с изображением товаров. Чтобы сберечь деньги, нужно понимать, какие товары покупать обязательно (КУПИТЬ НАДО, а какие товары необязательно (ХОЧУ). Распределите картинки по отделам «НАДО» и «ХОЧУ».
Воспитатель раздает детям картинки со следующими изображениями: молоко, хлеб, игрушки, одежда, лекарства, сладости, корм для кошки и т. д.
Воспитатель: Если мы научимся правильно распределять деньги и в первую очередь покупать необходимое, у нас будут оставаться свободные деньги. Тогда мы можем купить что-то, что нам хочется: игрушки, сладости и т. д.
Скажите, деньги во всех странах одинаковые или разные?
Дети: Разные.
Воспитатель: Давайте соберем пазлы «Деньги разных стран».
Воспитатель раздает детям разрезные картинки с изображением денег разных стран, дети собирают.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим мультфильм из серии «Финансовая грамотность. Благородное дело».
Просмотр отрывка из мультфильма.
Воспитатель: Мы посмотрели мультфильм и поняли, что каждый герой мультфильма ждет доход от своего дела.
Чтобы получать доход от продажи товаров, нужно придумать такую рекламу, чтобы товар захотелось купить. Рекламу показывают по телевизору, в Интернете, на плакатах. Давайте поиграем: придумайте такую рекламу, чтобы захотелось купить следующие товары. Я вам показываю картинки, а вы придумываете рекламу. Разделитесь на команды по трое и придумайте.
Воспитатель показывает картинки с изображением следующих товаров: велосипед, шариковая ручка, книга, игрушка, карандаши, раскраски и т. д. Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь давайте посоревнуемся. Я буду загадывать загадки, а вы – отвечать на них.
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для всех они важные. Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: На товаре быть должна обязательно…
Дети: Цена.
Воспитатель: Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?
Дети: Покупатель.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили про деньги. Какие новые слова вы узнали.
Дети: Доход, расход, бюджет, карточка, экономия.
Воспитатель: Чтобы быть обеспеченным человеком, нужно уметь обращаться с деньгами, быть бережливыми, не тратить деньги на ненужные товары, не залезать в долги. А как вы думаете, ребята, что можно купить за деньги, а что нельзя купить за деньги? Я вам сейчас буду называть, а вы мне скажете, что из этого нельзя купить за деньги? Солнце, здоровье, время, дружба, продукты, одежда и т. д.
Ответы детей.
Воспитатель: Деньги важны, но есть вещи, которые за деньги не купишь. Это здоровье, дружба, солнечный свет, хорошее настроение и т. д.
Вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.