Зульфия Жиганова
Конспект занятия по ФЦКМ «Башкортостан — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить формировать интерес к своему родному краю.
Задачи:
коррекционно-образовательная: расширять представления детей о республике Башкортостан, государственной символике, столице РБ, народах, проживающих на территории Башкортостана, национальном герое – С. Юлаеве;
коррекционно-развивающая: развивать познавательные интересы, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае; развивать любовь к многонациональной республике Башкортостан; развивать устойчивое внимание, познавательную активность;
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувства гордости и ответственности по отношению к родине.
Оборудование: башкирский национальный музыкальный инструмент – курай, иллюстрации герба и флага Башкортостана и России, изображение соцветия курая, каждый лепесток соцветия пронумерован, музыкальное сопровождение – мелодия курая, гимна Башкортостана, башкирские и русские мелодии; портреты В. В. Путина и Р. Ф Хабирова, презентация о достопримечательностях г. Уфы, изображение С. Юлаева, флаги РФ и РБ по количеству детей, атрибуты для игры «Собери флаг РБ», красные бумажные флажки на магните, портрет Г. Молодцова, ноутбук, телевизор, фишки синего, красного и желтого цветов, башкирский национальный костюм.
Алгоритм проведения
1. Организационный момент.
- Упражнение «Здравствуйте!» :
Здравствуй утро нежное,
Здравствуй детский сад,
Здравствуй добрый друг,
Здравствуйте все вокруг.
Очень рады мы гостям,
Теплоту мы дарим вам!
2. Основная часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Здесь родился и живешь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
+ Родина
- Правильно, ребята, это наша Родина. А где мы с вами живем?
+ В городе Благовещенске
- Верно. А наш город Благовещенск в какой республике находится?
+ В республике Башкортостан
- Правильно, ребята! И сегодня мы с вами будем говорить о нашей республике Башкортостан.
- Давайте подойдем к карте республики Башкортостан.
Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь (Мустай Карим)
- Ребята, давайте найдем наш город Благовещенск на карте Башкортостана и отметим его красным флажком (отмечаем г. Благовещенск на карте РБ красным флажком)
- Рамина хочет нам рассказать стихотворение о нашей республике.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Башкирия, мое второе сердце
Второе солнце у меня в огне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться
Не два, а двадцать глаз иметь бы мне!
- Это стихотворение башкирского писателя Геннадия Порфирьевича Молодцова (вывешиваю портрет писателя)
- Вам понравилось стихотворение Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно?
+ О республике Башкортостан
- Правильно, это стихотворение о нашей республике Башкортостан, в которой мы живем. И я вам предлагаю занять места на стульчиках.
На электронную почту приходит письмо
- Ребята, нам на электронную почту пришло письмо, давайте я вам его прочитаю: «Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я – Айгуль, всё ведаю, всё знаю о своей республике Башкортостан. Услышала я, что и вы изучаете культуру своего края, и мне захотелось проверить ваши знания. Для вас придумала интересное путешествие в мир Башкортостана. А поможет вам в этом соцветие курая. Каждый лепесток соцветия приготовил для вас интересное задание. Вам нужно выполнить все 7 заданий соцветия курая. Желаю удачи!»
Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая
- Ребята что это такое?
+ Соцветие курая
- Верно, это соцветие курая – давайте повторим хором: соцветие.
- Это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
- Сколько лепестков у соцветия?
+ Семь
- Семь его лепестков символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
- Из растения курай делают башкирский национальный музыкальный инструмент – курай (показываю)
- Хотите послушать, как звучит курай? (Включаю аудиозапись)
- Какая замечательная мелодия!
- Ребята, когда вы слушали мелодию курая, что представляли?
+ Наш родной край, его поля, леса и реки.
- Мелодия курая звучит очень нежно, воспевает наш родной край. Недаром говорят, что соцветие курая- волшебный цветок. И перед нами волшебный цветок курая, где каждый лепесток имеет определенный цвет и обозначен цифрой.
- Ребята, хотите отправиться в путешествие в мир Башкортостана?
- Кто мне найдет первое задание соцветия курая?
- Ребята, скажите, что здесь изображено?
+ Город.
- Мы с вами живем в городе Благовещенске. А какой город главный в республике Башкортостан?
+ Уфа
- Верно. Уфа – столица нашей республики.
- Ребята, а кто из вас был в Уфе?
- Предлагаю занять места на стульчиках и посмотреть какой Уфа большой, чистый и красивый город. Как много в Уфе театров, парков, садов, площадей, стадионов, памятников, фонтанов.
Просмотр презентации о г. Уфе
- Давайте мы с вами пройдем к карте РБ, найдем Уфу и отметим столицу РБ красным флажком (отмечаем Уфу на карте РБ красным флажком)
- Мы с вами уже знаем два города на карте республики Башкортостан.
- Продолжаем наше путешествие и найдем второе задание соцветия курая.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
+ О гербе РБ.
- Верно. Что изображено на гербе РБ?
+ С. Юлаев, соцветие курая, башкирский орнамент, флаг РБ.
- Герб Республики Башкортостан представляет собой круг, обрамленный национальным орнаментом, изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца, ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан».
- Ребята, где используется герб РБ?
+ На зданиях администрации городов, зданиях образовательных учреждении, культурных центров.
- Молодцы! С этим заданием соцветия курая справились и отправляемся в путешествие дальше.
- Найдем следующее задание курая. Кто здесь изображен?
+ Салават Юлаев
- Где вы видели его изображение?
+ На гербе РБ, памятник С. Юлаева, на иллюстрациях книг.
- Кто же он - Салават Юлаев?
- Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу. На гербе изображение С. Юлаева символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.
- Мы с вами учили стихотворение С. Юлаева, кто помнит и может рассказать стихотворение С. Юлаева?
Стихотворение Салавата Юлаева «Ай, Уралым!»
Ай, Уралым, Уралым
Кгреп ятан Уралым.
Нура суман тбе
Ккк ашан Уралым!
ине матай йырарым,
ине данлай йырарым!
- Кто знает, есть ли в Башкортостане город, названный в честь Салавата Юлаева?
+ Салават
- Давайте отметим г. Салават на карте РБ красным флажком (отмечаем г. Салават на карте РБ красным флажком)
- Мы с вами уже знаем три города на карте республики Башкортостан.
- Именем С. Юлаева назван хоккейный клуб «Салават Юлаев». В Башкортостане очень много районов. Мы живем в Благовещенском районе, есть, ребята, и Салаватский район.
- В каждом городе Башкортостана есть улицы, названные в честь Салавата Юлаева. В нашем городе тоже есть улица Салавата Юлаева. В Уфе есть и проспект С. Юлаева.
- Предлагаю вам найти следующее задание соцветия курая. Какое оно по счету?
+ Четвертое
- Ребята, что это?
+ Флаг РБ
- Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
- Синий цвет, ребята, означает ясность и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству; зелёный — свободу, вечность жизни.
- Ребята, флаг и герб как можно назвать одним словом?
+ Государственная символика РБ
- Давайте повторим хором: государственная символика РБ.
- А сейчас я посмотрю, насколько вы были внимательны, предлагаю перейти к столам. Соберите мне флаг республики Башкортостан.
Дидактическая игра «Собери флаг РБ»
- Почему вы не использовали полоску желтого цвета?
+ Его нет во флаге РБ
3. Физминутка.
- Вы наверное устали, давайте с вами немного отдохнем.
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас - сосновый ковер. (Поворот направо)
Слева от нас - сосновый ковер. (Поворот налево)
В осеннем лесу полно чудес. (Круговые движения руками)
Зайчики быстренько скок да скок, (Прыжки)
Журавль крыльями машет. Ух!
У нас захватывает дух! (Махи руками)
- Сделаем глубокий вдох, потом выдох и тихонько сядем.
- Ребята, следующее задание соцветия курая найду я. На листе изображен музыкальный знак.
- Как вы думаете, почему здесь изображен музыкальный знак?
+ Будем слушать песню
- Мы с вами познакомимся с третьим государственным символом РБ – гимном. Гимн – торжественная музыка, которая звучит на праздниках, торжествах и слушать ее надо стоя.
- Давайте вместе с вами послушаем ее.
Слушаем 1 куплет гимна
- Ребята, где можно услышать эту музыку?
+ На праздниках, торжествах.
- Интересно, какое еще задание приготовил шестой лепесток курая. Что здесь изображено?
+ Государственная символика России
- А почему нам соцветие курая дает такое задание? Как связана наша республика и Россия?
+ Наша РБ входит в состав России
- Верно. Россия – великая страна, в состав которой входит и РБ.
- Кто руководит нашей страной Россией?
+ Владимир Владимирович Путин
- Верно. Руководителем нашей страны России является В. В. Путин (вывешиваю портрет)
- Кто руководит нашей республикой Башкортостан?
+ Радий Фаритович Хабиров
- Правильно. Нашей республикой Башкортостан руководит Радий Фаритович Хабиров (вывешиваю портрет)
- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Возьмите по одному флажку. Посмотрите внимательно и скажите, какой республике или стране принадлежит ваш флаг?
+ Башкортостану, России.
- Ребята, если зазвучит башкирская мелодия, вы поднимаете башкирский флаг, если русская мелодия, то русский флаг.
Игра с флажками
- И давайте найдем последнее задание курая. Что здесь изображено?
+ Детский хоровод дружбы народов
- Мы сейчас поговорим о народах, населяющих нашу РБ.
- Скажите, пожалуйста, какие народы проживают на территории Башкортостана?
+ Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, мари.
- Сейчас я вам предлагаю тоже встать в хоровод.
- Ребята, а вы знаете свою национальность? Я – Зульфия Закиулловна, башкирка. А ты кто?
+ Я - Рамина, татарка. А ты кто?
+ Я – Сережа, русский. А ты кто?
- Вот видите, и в нашей дружной группе проживают дети разных национальностей. И все народы в нашей республике живут дружно и в согласии, помогают друг другу.
4. Рефлексия.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Я вам предлагаю выбрать кружочки по вашему настроению: красный – если занятие понравилось, синий – не понравилось, желтый – если на занятии было неинтересно и скучно.
- Сережа, что тебе понравилось?
- Таня, что тебе не понравилось?
- Рамина, почему тебе было скучно?
- Ребята, а мне сегодня понравилось все. И я приготовила вам музыкальный подарок – башкирский танец. Предлагаю вам сесть на ваши стульчики.
Башкирский танец
- Ребята, давайте попрощаемся с гостями!
+ До свидания!