Любовь Чиглинцева
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Оренбургская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Оренбургская ярмарка»
Цель: духовно – нравственное воспитание по средствам приобщения к культуре народных традициям народов Оренбуржья
Задачи:
Образовательные:
- Поддерживать интерес к народной культуре страны, малой родины (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам, праздникам)
- совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке до 10
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему „Оренбургская ярмарка“» размещена в разделах
- Закрепить умения делить, слова на слоги, уметь делать звукобуквенный анализ слов.
Развивающие:
- развивать представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Воспитательные :
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
- воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
Расширять и активизировать словарный запас:
национальность, портки, косоворотка, «калфак», тюбетейка, сабантуй, картуз, хата, подворье, «бульба», сарафан, кокошник, драники, карнай.
Создание среды для организации и проведение занятия : - телефон, колонка USB
- конверты с заданиями д/и «Математические яблоки»
- разрезные картинки блюдо «Драники»
- игрушка Петрушка
- Белорусский уголок: кукла в национальном белорусском костюме горшки, плетеная корзина, плетеные вазочки из соломки, холст натуральный, вышивки, рушник, картофель, нац. блюдо «Драники» .
Русский уголок: кукла в нац костюме, ваза с колосьями пшеницы, каравай, самовар, сушки, салфетки, матрешка, рушник, пуховый платок, ложки, расписанные хохломской росписью, муз игрушка свистулька, нац. блюдо блины.
Татарский уголок: куклы в нац. костюме, чайная посуда – пиалы, тюбетейки, паутинка, варежки и носки, нац. блюдо Чак - чак.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская
Двигательная.
Восприятие художественной литературы
План занятия
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Д/и «Собери слово по первым звукам»
(Оренбург)
Видео презентация татарский праздник «Сабантуй»
П/игра «Тюбетейка»
Видео презентация танца «Бульба»
Д/и «Собери картинку» (Драники)
Д/игра «На сообразительность»
П/ игра «Ручеек»
Д/ игра «Математические яблочки»
Чтение стихотворения «Лучшее богатство»
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.
Длительность занятия
2 мин
26мин
2 мин
30 мин.
Ход занятия
Части занятия Содержание
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей Определение цели
Анализ обследование, выводы
Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя какое?
Дети: Россия.
Мы живем в России, значит мы кто?
Дети: Россияне
Воспитатель : В нашей стране много всего удивительного: красивые города, природа и удивительные люди с разными традициями.
Воспитатель : Посмотрите, ребята. Нам пришло видео письмо! Кто это?
Самая веселая в мире игрушка.
Неунывающий русский Петрушка!
Аудиозапись: Собирайся народ – у нас ярмарка идет
На ярмарке все есть
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки.
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте
Ой, ой – чародей, помогите
Видеозапись от чародея (-Отдам вам Петрушку на ярмарке если все задания мои выполните)
2. Основная часть
Д/и «Собери слово по первым звукам»
(Оренбург)
Видео презентация татарский праздник «Сабантуй»
П/игра «Тюбетейка»
Видео презентация танца «Бульба»
Д/и «Собери картинку» (Драники)
Д/игра «На сообразительность»
П/ игра «Ручеек»
Д/ игра «Математические яблочки»
3. Заключительная часть.
Чтение стихотворения
«Лучшее богатство»
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия. Воспитатель : Что такое ярмарка?
Дети, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки. А вы знаете, что такое ярмарка? ( ответы детей: это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары, сладости, хорошо повеселиться). Люди нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать, в игры поиграть, песни распевать, силой помериться. Там продавали разный товар: игрушки, посуду, одежду, продукты питания. Чего там только не было!
Воспитатель : Что-то случилось? (Чародей Петрушку забрал! Нам нужно на ярмарку попасть и Петрушку отыскать!
Но чтоб на Оренбургскую ярмарку попасть, поговорим про нашу малую Родину!
Воспитатель : А в какой стране мы живем? (России) : - Ребята, а в какой городе мы живем? (Оренбург)
Оренбург – это наша малая… (Родина) А как одним словом можно назвать жителей Оренбурга? (оренбуржцы)
Наш город Оренбург какой…. - Огромный, Речной, Единый, Народный, Большой, Уральский, Развитый, Гостеприимный.
- Какой звук, в каждом слове первый?
- Чем отличается звук от буквы? (Дети называют и по буквам составляют слово ОРЕНБУРГ и читают)
- Смотрите, ребята, какие замечательные буквы у меня есть (Р, Н, У,О, Е, Б, Р, Г)
-Ребята, давайте составим слово. (Составляют слово Оренбург) Давайте прочитаем это слово вместе.
Воспитатель : - Оренбург - наша малая Родина. Это центр области, самый главный город Оренбуржья. Ребята, сколько лет исполнилось городу Оренбургу? (280 лет) Чем богат наш оренбургский край?
Предполагаемые ответы детей:
В нашей области выращивают пшеницу) Добывают нефть и газ. Наши оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки и паутинки (показывает платок)
Воспитатель : Назовите, какие вы знаете национальности? (Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей. Ребята, а какие достопримечательности есть в нашем городе?
Вот, а теперь и можно отправляться на Оренбургскую ярмарку!
Звучит русская народная музыка, и мы с вами возьмемся за руки и пройдем в ворота нашей ярмарки!
1. Звучит татарская народная музыка, дети подходят к татарскому уголку
Давайте поздороваемся - Исянмэсез! (проходят за татарский стол)
Воспитатель : Посмотрим видео презентации про праздник Сабантуй
Рассказ воспитателя (проводится под открытым небом, на него собирается много народа, они играют в народные игры и поют песни, устраивают скачки на лошадях, победитель получает приз – живого барана.
- Ребята посмотрите на стол сколько все интересного на нем, а вот и национальный убор – тюбетейка, сейчас ребята мы с вами и поиграем в татарскую народную игру Тюбетейка
Игра проводится под татарскую национальную музыку. Татарская народная игра «Тюбетейка»
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание
Задания для играющих:
1. Назовите соседей числа 6 и 8
2. Посчитайте в прямом и обратном порядке до 10;
3. Решите задачу:
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей(6)
4. Назвать сколько в неделе дней?
5. Назовите части суток?
6. Назовите геометрические фигуры?
7. Посчитайте по – порядку?
8. Как называется часть круга, если поделить на 4 части?
9. Назовите времена года?
10. Назовите осенние месяцы?
После игры дарят тюбетейку.
Воспитатель : Идемте дальше
2. Звучит белорусская народная музыка,
Давайте поздороваемся по– белорусски: - Дабрыдзень!
Видео про праздник Белоруссия - это просторы, засеянные зерновыми культурами, цветущие поля льна, картофельные угодья и знаменитая Беловежская пуща. Любимый праздник белорусов - «Бульба». Так называют в Белоруссии картошку. И весь праздник посвящен картошке, а любимое блюдо из картофеля называется (драники.)
Давайте узнаем собрав картинку (Драники)
3 стол Русский
Проходим к третьему столу
Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.
Воспитатель : Какие русские народные игры вы знаете? (Колечко, краски, ручеёк)
Воспитатель : Приглашаем всех поиграть в игру «Ручеёк» (играет русская народная музыка)
Проводится игра «Ручеёк»но ручеек не простой а с математическими яблоками
А вот и Петрушка значит все задания выполнили, пора и в сад.
Воспитатель :- Вот мы с вами и побывали на Оренбургской ярмарке
Спасли мы Петрушку от Чародея
Что вам запомнилось больше всего?
Какое праздники вы узнали а в какую игру играли?
Вот петрушка вам за его спасения приготовил угощенье (Блины)
Воспитатель : Наш Оренбургский край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный
город и здесь живут люди разных национальностей. Послушайте стихотворение (читает Алина).
«Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном.
Воспитатель : У каждого народа есть свои праздники, у каждого народа есть свои танцы и песни, обычаи и обряды, которые они свято чтят и хранят. Культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего Оренбуржья.
Длительность занятия : 30 минут