Ксения Потапова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет «Душевная красота»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96
г. Комсомольск-на-Амуре
Тема: Душевная красота.
Возраст: старшая группа (6 – 7 лет).
«Лучшее мероприятие духовно-нравственной направленности с детьми дошкольного возраста»
Потапова Ксения Александровна
Учитель-логопед
Тел. 89622991133
Пояснительная записка.
Непосредственно образовательная деятельность (занятие) по формированию целостной картины мира, тема недели «Красота».
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет „Душевная красота“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Этапы занятия :
1. Вводная часть: Игра «Приветствие» - дети передают друг другу свечу и приветствуя товарища называя его хорошие качества, в конце игры дети загадывают доброе желание для товарища и задувают свечу.
Игра «Разложи картинки» - дети раскладывают картинки на две группы сначала «Красивые - некрасивые», затем «Добрые – злые», постановка проблемы -почему красивые герои могут оказаться злыми и наоборот.
2. Основная часть: Чтение нанайской сказки «Айога», беседа после прочтения по вопросам. Физкультминутка «Доброта нужна всем людям». Беседа о внешней и внутренней красоте. Игра с зеркалом «Я самая красивая (красивый)» - дети перед зеркалом сами себе называют свои хорошие качества. Толкование пословицы «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
3. Заключительная часть: Эксперимент с водой и солью, который показывает, что соль-плохое в отношениях между людьми может раствориться и все испортить, беседа о том как сохранить хорошие отношения или наладить. Подведение итогов занятия, вывод по поставленной проблеме.
Литература:
1. Козлова С. А. «Нравственное воспитание дошкольников в современном мире», Дошкольное воспитание № 9 /2001г.
2. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Москва, 2003г.
3. Зимина И. К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников», Дошкольное воспитание №5 / 2005г.
4. Гарбуза Л. Г. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой», Санкт-Петербург, 2004г.
5. Картинки и иллюстрации из Интернет-ресурсов.
Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка, формировать позитивное, гармоничное отношение ребенка к социальному миру взрослых и сверстников.
Задачи:
Вызвать у детей желание совершать добрые поступки ради обретения внутренней красоты через использование образов героев сказок (положительных и отрицательных).
Учить понимать меткость пословиц о добре.
Развивать речь, словарный запас.
Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Айога», макет элементов нанайского стойбища, картинки с изображением сказочных героев, индивидуальные зеркала, стакан с водой, соль, свеча из папье-маше.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Айога».
2. Знакомство детей с пословицами о взаимопомощи, доброте, их смыслом.
Воспитатель с детьми встают в круг.
В. : Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, но здороваться мы будем не как всегда, мы будем говорить друг другу то, что нам больше всего нравится. Например, мне нравится, что Дима всегда веселый и я говорю: «Доброе утро веселый и жизнерадостный, Дима», со словами приветствия я буду передавать свечу Диме, в ответ он должен поблагодарить, и со словами приветствия передать следующему.
(Дети могут назвать и внешние качества товарищей, например, красивые глаза, длинные волосы, красивое платье, не стоит их поправлять.)
После завершения приветствия воспитатель предлагает детям загадать доброе желание не для себя, а для своего товарища (вслух не произносить) и подуть на свечу всем вместе.
В: Ребята, я приготовила для вас картинки с изображением героев сказок, которые вы все хорошо знаете. Посмотрите на них и скажите, вы их узнаете?
Д: Да.
Игра «Разложи картинки».
В. : Давайте с вами попробуем разложить их на две группы, в одну отберем красивых героев, а в другую – некрасивых. (Дети выполняют задание).
В. : Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а теперь давайте отложим в сторону только добрых героев и посмотрим, что же у нас получится.
(Дети выбирают добрых героев сказок).
В. : Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось, среди добрых героев у нас оказались и красивые и совсем не красивые, например, чудище из аленького цветочка, водяной, царевна-лягушка, домовенок, Карлик-нос.
А теперь отложите злых героев. (Дети выбирают злых героев). Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось. Почему среди злых у нас оказались и некрасивые и красивые герои? (Снежная королева, Царица из сказки о мертвой царевне, принцесса из «12 месяцев»).
В. : Почему так получилось, как вы думаете? (Дети высказывают свои мнения).
В. : Давайте мы с вами сегодня в этом разберемся. И я приглашаю вас перенестись на другой берег Амура в нанайское стойбище. Вы хотите? Мы узнаем, как живёт коренной народ Приамурья, а поможет нам в этом нанайская народная сказка «Айога». Эта сказка появилась в нанайском селении, стойбище очень давно (перед детьми находится макет, отображающий быт нанайцев). Воспитатель выразительно читает сказку «Айога», демонстрируя иллюстрации к ней.
Вопросы по содержанию сказки:
Как называется сказка, которую вы услышали?
Кто такая йога?
Почему Айога превратилась в гуся?
Что необычного было в сказке, что вас удивило?
Хотели бы вы дружить с Айогой?
А кто-нибудь из вас похож на эту девочку?
Как вы считаете, кто из девочек в сказке был красивым по - настоящему?
Физкультминутка:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
В. : А теперь давайте вспомним, каким образом мы сегодня приветствовали друг друга?
Д. : Мы называли положительные (хорошие) качества другого человека.
В. : Помните, вы называли не только хорошие качества и черты характера, вы называли и внешние черты, которые вам нравятся у человека. Скажите, а можно полюбить или подружиться с человеком из-за красивого платья? А если он заступается за слабых и всем делится с друзьями? (Высказывания детей). Каждый из нас говорил о положительном качестве другого человека, о чём - то хорошем, что есть в нас, это делает нас красивыми? (Предположения детей). Красота это не только то, что мы видим глазами: красивая одежда, милая улыбка, украшения. Это наше с вами отношение к людям: родителям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам, друзьям и т. д. Хорошие поступки, помощь, добрые слова могут сделать нас с вами красивыми внутри?
Д. : Да.
В. : Душа наша начинает светиться и привлекать в себе людей, если мы делаем другому добро, если совершаем хорошие поступки. Вы еще маленькие, но и вы можете совершать добро. Скажите, ребята, какие добрые поступки вы можете совершить? (Дети высказывают свое мнение).
В. : Да, действительно, настоящая красота внутри нас. Неспроста в русской народной пословице говорится «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
- Как вы понимаете значение этой поговорки? (ответы детей, совместный анализ сказанного) .
У каждого из вас на столе стоит зеркало, давайте немного поиграем с ним.
Игра называется «Я самая красивая (красивый)».
Далее воспитатель демонстрирует, что надо делать. Глядя в зеркало произносит: «Я самая красивая, потому что стараюсь совершать добрые поступки». Дети по аналогии, по очереди проделывают то же самое, но называя свои положительные качества.
В. : Ребята, вам понравилась эта игра? Старайтесь не забывать то, о чём вы сказали зеркалу, а быть такими ежедневно.
А сейчас ребята я хочу предложить вам небольшой эксперимент. У меня есть стакан с водой, посмотрите. Давайте представим, что вода это ваши отношения с мамой и папой, сёстрами и братьями, друзьями и другими людьми, которые вас окружают, они такие же чистые, как вода. А еще у меня есть соль. Соль – это плохие поступки, обидные слова и вообще всё плохое, что есть в нас. Сейчас я эту соль высыплю в стакан с водой и размешаю. Так всё нехорошее растворяется в наших отношениях с близкими людьми. Скажите, ребята, видно ли нам, что вода в стакане изменилась?
Д. : Нет.
В. :А теперь давайте попробуем её на вкус. Какая она на вкус?
Д. : Она стала соленой, и пить её нельзя – она испортилась.
В. : Так и наши отношения с людьми портятся, становятся плохими.
А можно ли всё исправить сейчас, можно ли достать соль из стакана.
Д. : Нет, нельзя.
В. : А как вы думаете, можно ли исправить отношения, которые стали плохими? Как это можно сделать?
Д. : Помириться, попросить прощения, поговорить.
В. : Лучше совершать хорошие поступки, помогать близким и друзьям, и не ссориться.
В. : Давайте с вами вернемся к нашим сказочным героям. Почему у нас получилось, что красивые герои оказались злыми? (Мнения детей).
В. : А почему некрасивые оказались у нас среди добрых? (Мнения детей).
В: А как вы думаете, что важнее внешняя красота человека или внутренняя, красота его души? (Мнения детей). Получается, что у человека главное не то, как он выглядит, какая у него одежда, глаза или волосы, а главное какой он изнутри, какая у него душа.
В. : Давайте вспомним, чему мы с вами узнали сегодня.
Что нужно, чтобы быть красивым человеком?
Что вам больше всего понравилось из нашего занятия?
(Педагог спрашивает мнение детей).
Я благодарю вас, ребята, за то, что вы не боялись говорить то, о чем думаете, высказывать свое мнение. И я рада, что сегодня в нашей группе оказалась так много красивых людей. Спасибо!
Приложение
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 96
г. Комсомольск-на-Амуре
Тема: Душевная красота.
Возраст: старшая группа (6 – 7 лет).
«Лучшее мероприятие духовно-нравственной направленности с детьми дошкольного возраста»
Потапова Ксения Александровна
Учитель-логопед
Тел. 89622991133
Пояснительная записка.
Непосредственно образовательная деятельность (занятие) по формированию целостной картины мира, тема недели «Красота».
Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Этапы занятия :
1. Вводная часть: Игра «Приветствие» - дети передают друг другу свечу и приветствуя товарища называя его хорошие качества, в конце игры дети загадывают доброе желание для товарища и задувают свечу.
Игра «Разложи картинки» - дети раскладывают картинки на две группы сначала «Красивые - некрасивые», затем «Добрые – злые», постановка проблемы -почему красивые герои могут оказаться злыми и наоборот.
2. Основная часть: Чтение нанайской сказки «Айога», беседа после прочтения по вопросам. Физкультминутка «Доброта нужна всем людям». Беседа о внешней и внутренней красоте. Игра с зеркалом «Я самая красивая (красивый)» - дети перед зеркалом сами себе называют свои хорошие качества. Толкование пословицы «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
3. Заключительная часть: Эксперимент с водой и солью, который показывает, что соль-плохое в отношениях между людьми может раствориться и все испортить, беседа о том как сохранить хорошие отношения или наладить. Подведение итогов занятия, вывод по поставленной проблеме.
Литература:
1. Козлова С. А. «Нравственное воспитание дошкольников в современном мире», Дошкольное воспитание № 9 /2001г.
2. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Москва, 2003г.
3. Зимина И. К. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников», Дошкольное воспитание №5 / 2005г.
4. Гарбуза Л. Г. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой», Санкт-Петербург, 2004г.
5. Картинки и иллюстрации из Интернет-ресурсов.
Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка, формировать позитивное, гармоничное отношение ребенка к социальному миру взрослых и сверстников.
Задачи:
Вызвать у детей желание совершать добрые поступки ради обретения внутренней красоты через использование образов героев сказок (положительных и отрицательных).
Учить понимать меткость пословиц о добре.
Развивать речь, словарный запас.
Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.
Оборудование:
Иллюстрации к сказке «Айога», макет элементов нанайского стойбища, картинки с изображением сказочных героев, индивидуальные зеркала, стакан с водой, соль, свеча из папье-маше.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Айога».
2. Знакомство детей с пословицами о взаимопомощи, доброте, их смыслом.
Конспект занятия.
Воспитатель с детьми встают в круг.
В. : Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, но здороваться мы будем не как всегда, мы будем говорить друг другу то, что нам больше всего нравится. Например, мне нравится, что Дима всегда веселый и я говорю: «Доброе утро веселый и жизнерадостный, Дима», со словами приветствия я буду передавать свечу Диме, в ответ он должен поблагодарить, и со словами приветствия передать следующему.
(Дети могут назвать и внешние качества товарищей, например, красивые глаза, длинные волосы, красивое платье, не стоит их поправлять.)
После завершения приветствия воспитатель предлагает детям загадать доброе желание не для себя, а для своего товарища (вслух не произносить) и подуть на свечу всем вместе.
В: Ребята, я приготовила для вас картинки с изображением героев сказок, которые вы все хорошо знаете. Посмотрите на них и скажите, вы их узнаете?
Д: Да.
Игра «Разложи картинки».
В. : Давайте с вами попробуем разложить их на две группы, в одну отберем красивых героев, а в другую – некрасивых. (Дети выполняют задание).
В. : Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а теперь давайте отложим в сторону только добрых героев и посмотрим, что же у нас получится.
(Дети выбирают добрых героев сказок).
В. : Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось, среди добрых героев у нас оказались и красивые и совсем не красивые, например, чудище из аленького цветочка, водяной, царевна-лягушка, домовенок, Карлик-нос.
А теперь отложите злых героев. (Дети выбирают злых героев). Почему вы выбрали именно этих героев? (Дети объясняют).
В. : Посмотрите, что у нас получилось. Почему среди злых у нас оказались и некрасивые и красивые герои? (Снежная королева, Царица из сказки о мертвой царевне, принцесса из «12 месяцев»).
В. : Почему так получилось, как вы думаете? (Дети высказывают свои мнения).
В. : Давайте мы с вами сегодня в этом разберемся. И я приглашаю вас перенестись на другой берег Амура в нанайское стойбище. Вы хотите? Мы узнаем, как живёт коренной народ Приамурья, а поможет нам в этом нанайская народная сказка «Айога». Эта сказка появилась в нанайском селении, стойбище очень давно (перед детьми находится макет, отображающий быт нанайцев). Воспитатель выразительно читает сказку «Айога», демонстрируя иллюстрации к ней.
Вопросы по содержанию сказки:
Как называется сказка, которую вы услышали?
Кто такая йога?
Почему Айога превратилась в гуся?
Что необычного было в сказке, что вас удивило?
Хотели бы вы дружить с Айогой?
А кто-нибудь из вас похож на эту девочку?
Как вы считаете, кто из девочек в сказке был красивым по - настоящему?
Физкультминутка:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
В. : А теперь давайте вспомним, каким образом мы сегодня приветствовали друг друга?
Д. : Мы называли положительные (хорошие) качества другого человека.
В. : Помните, вы называли не только хорошие качества и черты характера, вы называли и внешние черты, которые вам нравятся у человека. Скажите, а можно полюбить или подружиться с человеком из-за красивого платья? А если он заступается за слабых и всем делится с друзьями? (Высказывания детей). Каждый из нас говорил о положительном качестве другого человека, о чём - то хорошем, что есть в нас, это делает нас красивыми? (Предположения детей). Красота это не только то, что мы видим глазами: красивая одежда, милая улыбка, украшения. Это наше с вами отношение к людям: родителям, сёстрам и братьям, бабушкам и дедушкам, друзьям и т. д. Хорошие поступки, помощь, добрые слова могут сделать нас с вами красивыми внутри?
Д. : Да.
В. : Душа наша начинает светиться и привлекать в себе людей, если мы делаем другому добро, если совершаем хорошие поступки. Вы еще маленькие, но и вы можете совершать добро. Скажите, ребята, какие добрые поступки вы можете совершить? (Дети высказывают свое мнение).
В. : Да, действительно, настоящая красота внутри нас. Неспроста в русской народной пословице говорится «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
- Как вы понимаете значение этой поговорки? (ответы детей, совместный анализ сказанного) .
У каждого из вас на столе стоит зеркало, давайте немного поиграем с ним.
Игра называется «Я самая красивая (красивый)».
Далее воспитатель демонстрирует, что надо делать. Глядя в зеркало произносит: «Я самая красивая, потому что стараюсь совершать добрые поступки». Дети по аналогии, по очереди проделывают то же самое, но называя свои положительные качества.
В. : Ребята, вам понравилась эта игра? Старайтесь не забывать то, о чём вы сказали зеркалу, а быть такими ежедневно.
А сейчас ребята я хочу предложить вам небольшой эксперимент. У меня есть стакан с водой, посмотрите. Давайте представим, что вода это ваши отношения с мамой и папой, сёстрами и братьями, друзьями и другими людьми, которые вас окружают, они такие же чистые, как вода. А еще у меня есть соль. Соль – это плохие поступки, обидные слова и вообще всё плохое, что есть в нас. Сейчас я эту соль высыплю в стакан с водой и размешаю. Так всё нехорошее растворяется в наших отношениях с близкими людьми. Скажите, ребята, видно ли нам, что вода в стакане изменилась?
Д. : Нет.
В. :А теперь давайте попробуем её на вкус. Какая она на вкус?
Д. : Она стала соленой, и пить её нельзя – она испортилась.
В. : Так и наши отношения с людьми портятся, становятся плохими.
А можно ли всё исправить сейчас, можно ли достать соль из стакана.
Д. : Нет, нельзя.
В. : А как вы думаете, можно ли исправить отношения, которые стали плохими? Как это можно сделать?
Д. : Помириться, попросить прощения, поговорить.
В. : Лучше совершать хорошие поступки, помогать близким и друзьям, и не ссориться.
В. : Давайте с вами вернемся к нашим сказочным героям. Почему у нас получилось, что красивые герои оказались злыми? (Мнения детей).
В. : А почему некрасивые оказались у нас среди добрых? (Мнения детей).
В: А как вы думаете, что важнее внешняя красота человека или внутренняя, красота его души? (Мнения детей). Получается, что у человека главное не то, как он выглядит, какая у него одежда, глаза или волосы, а главное какой он изнутри, какая у него душа.
В. : Давайте вспомним, чему мы с вами узнали сегодня.
Что нужно, чтобы быть красивым человеком?
Что вам больше всего понравилось из нашего занятия?
(Педагог спрашивает мнение детей).
Я благодарю вас, ребята, за то, что вы не боялись говорить то, о чем думаете, высказывать свое мнение. И я рада, что сегодня в нашей группе оказалась так много красивых людей. Спасибо!