Ющенко Лариса
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Рождество Христово» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела
Ющенко Лариса Николаевна
воспитатель высшей кв. категории
Программное содержание:
Развивающие задачи: развитие восприятия, социальных эмоций образно-логического мышления и памяти, связной речи.
Воспитательные задачи : воспитывать духовно-нравственные чувства : сострадание, терпение, милосердие, желание делать добрые дела.
Образовательные задачи:
• продолжать знакомить детей с обычаями и традициями на Руси, приучать детей бережно относиться к этим традициям.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию „Рождество Христово“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Темочки
• закрепить и расширить знания детей о православном празднике Рождество Христово и о его значении. Рассмотреть репродукцию иконы «Рождество Христово».
• обогатить словарь детей небылицами, колядками. Познакомить детей с народными приметами, связанными с праздником.
Словарь: волхвы, пастухи, «козульки», ясли, колядки.
Материал: репродукция иконы «Рождество Христово», аудиозапись песни-арии «Аве Мария» - Ф. Шуберта, «Перезвон колоколов». Маски животных, шумовые инструменты, «Вифлеемовская звезда», икона, церковная свеча, платки. Предметы русской избы: русская печь, скамья, тесто, формочки для выпечки.
Предварительная работа: чтение стихотворения «Рождественская ёлка» - народного автора, «Легенда о Рождественских розах» - А. Николова, чтение рассказа «Волчок», отрывка из рассказа А. Н. Толстого «Детство Никиты», беседа «Как готовились к Рождеству наши предки», изготовление Новогодних игрушек.
Ход занятия
Действие происходит в русской избе
Дети садятся на скамейку
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что в этот зимний день за окном трещит мороз, кружит метель, куда ни глянь, лежат пушистые сугробы, а у нас топится русская печь, горит, потрескивает лучина, нам уютно и тепло.
- Скажите мне, какие праздники, которые отмечают в нашей стране, в России, вы знаете?
Ответы детей : Троица, Пасха, Благовещение, Новый год и т. д.
Воспитатель. Сегодня я расскажу вам о православном празднике – Рождество Христово.
Рассказ воспитателя.
- Давным-давно это было. Более 2–Х тысяч лет назад, в г. Назарете, жила девушка по имени Мария. Однажды пред ней предстал ангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Мария. Вскоре родишь ты, сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасет людей от грехов их». Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа, и предсказание сбылось, Иосиф и Мария стали ждать рождение сына Божия, спасителя мира.
В те дни Римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый житель должен был записаться в своем городе. Иосиф родился в Вифлееме, и они с женой отправились в Вифлеем на перепись. Много народу пришло в этот город. Все гостиницы были заняты, остановиться им было негде. Пришлось заночевать в пещере, называемой вертепом, куда пастухи загоняли скот (коров, овец, лошадей) во время непогоды.
Наступила тихая, ясная ночь. У Марии родился мальчик. Она его перепеленала и положила в ясли для овец (корм для животных). Каждый час и каждую минуту на земле рождаются люди, но когда родился Христос, в мире произошло чудо.
Звучит аудиозапись «Перезвон колоколов»
1 ребенок читает стих
Великое чудо в ту ночь совершилось,
Спасителя бог нам послал.
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий лежал.
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла ученым волхвам.
И громко песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
2 ребенок читает стих
С людьми вся природа тогда ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили бога,
И пахли сильнее цветы
3 ребенок читает стих
То было в давние года,
Над спящим миром
Ночь царила
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
Физминутка
Воспитатель. Вот какое было удивительное событие, о нем рассказывает и священное писание. Его стали изображать и на праздничных иконах, которые вносят в центр храма в день Рождества Христова. Давайте и мы с вами посмотрим на икону.
Рассматривание репродукции иконы «Рождества Христова»
Воспитатель. Написана икона учениками великого русского иконописца Андрея Рублёва.
Как вы, думаете, кто изображён в центре этой иконы?
Ответы детей (Мать Иисуса Христа – Мария)
Воспитатель. Посмотрите, с какой затаённой нежностью смотрит она на своего Сына. Кого ещё изобразил иконописец?
Ответы детей (На иконе изображены люди – мудрецы и пастухи (волхвы, которые пришли с Востока, чтобы поприветствовать чудесного младенца, и принесли ему дары).
Воспитатель. Вы заметили, что даже корова и жеребенок с любовью смотрят на младенца Христа, лежащего в яслях. Как будто ждут от него чего-то неожиданного.
Вся икона пронизана сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, животные и люди, природа – всё звенит и ликует на иконе, потому что родился сын Божий, который пришёл спасти людей от зла.
Звучит аудиозапись «Аве Мария»
1 ребенок читает стих
Ночь тиха, по тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
2 ребенок читает стих
Ни ушей, ни взоров лишних –
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.
Воспитатель. С тех пор, каждый год люди отмечают Рождество Христово.
Каждый год стал отсчитываться с того дня, в который родился Христос. Раньше бы сказали «2011 от Рождества Христова».
Ребята, давайте споем песню про этот замечательный праздник.
Исполняется песня «Рождество» (см. приложение)
Воспитатель. Нужно отметить, что не было на Руси праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев и примет.
Дети:
Иней на Рождество – урожай на хлеб.
Метель в канун Рождества – ранняя листва.
Если Рождество теплое – весна холодная.
Метель – пчелы хорошо родиться будут.
Тёмные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры.
Небо звездное – урожай на горох.
Хороший санный путь – урожай на гречку.
Воспитатель. В канун праздника украшали ёлку, на её верхушке зажигали Рождественскую звезду. Хозяйки прибирали дом, готовили угощение. В день перед Рождеством, называемым сочельником, воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что по преданию указывала путь волхвам к новорожденному Иисусу. В сочельник ели сочиво, варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груш. В эти дни Рождества, их так и называли – святки – разрешено было гадать, сейчас и мы с вами погадаем.
Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, на дне которого лежат мелкие предметы: ключик, кольцо, камушек и т. д. Каждый ребенок достает по одному предмету.
Воспитатель. По предмету, который каждый из вас достанет, мы определим, что ожидает вас в Рождество.
Если ребенок достает: ключик – значит, узнаешь много нового, монетку – будет много подарков, камешек – будешь здоровым и крепким, точилка – успехи в учебе, фигурка рыбки – поедешь к морю и т. д.
Воспитатель. Ещё один рождественский обычай – ряженье. Ряженые ходили по домам, прославляли Христоса. Пели песни с пожеланиями здоровья, богатого урожая, благополучия дому, т. е. пели колядки. Давайте и мы с вами нарядимся и пойдём колядовать, да не забудем мешок для угощений.
Ребенок несет шест, на котором прикреплена «Вифлеемовская звезда», другой ребенок несет корзину с пшеном.
Дети. Здравствуйте, хозяева добрые!
Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством Вас поздравляем.
Уродись пшеница, горох, чечевица,
На поле копнами, на столе – пирогами
Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем.
Чтоб здоровенькими были,
Много лет, чтобы жили,
Чтоб у вас зеленело, и скотина не болела.
Коляда.
Коляда, коляда, отворяй–ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества
С пышками, с лепешками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подай пирога.
Подавай, не ломай, а по целому давай!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест, да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь, плоха:
Колоском пуста, соломкой густа!
1 ребенок: Я, маленький юнчик, сел на стульчик,
Снял колпачок, пожалуйте пятачок!
2 ребенок: Дорогие хозяева, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх – козульку,
А под низ – копейку, денежку – монетку.
Исполняется обряд на здоровье и достаток в доме.
(дети идут по кругу, в середине круга ребенок – пастух ведет козу)
Все хором припевают:
Мы не сами идем –
Мы козу ведем.
Где коза ходит –
Там жито родит
Где коза хвостом, (коза виляет хвостом)
Там жито кустом. (дети показывают куст)
Где коза ногой, (коза топает)
Там жито копною. (дети показывают жестом копну)
Где коза рогом, (коза бодается)
Там жито стогом. (дети показывают стог)
Воспитатель. Хорошо поколядовали.
А сейчас раздевайтесь, отдохните.
Друг на друга поглядите,
И друг другу для потехи
Небылицы расскажите.
1 ребенок: Андрей – воробей, на коне катался,
На березу налетел, без сапог остался.
2 ребенок: Таня – баня шла по броду, решетом носила воду,
А помыть хотела пол, приморозила подол.
Воспитатель. В прежние времена в канун Рождества выпекали из теста фигурки животных, чаще всего свинок. Эти фигурки назывались «козульками» и были символом плодородия. Люди одаривали друг друга этим печеньем. Кто съедал «козульку», тот будто бы получал хорошие и полезные качества того животного, вид которого оно имело.
Воспитатель раскатывает тесто, дети с помощью формочек вырезают фигурки животных
Воспитатель. О чем мы говорили сегодня на занятии?
Сохранились ли в наше время эти обычаи?
Ответы детей.
Воспитатель. Еще одна традиция – встречать Рождество в кругу своей семьи.
СЧАСТЛИВОГО ВСЕМ РОЖДЕСТВА!
Да храни нас всех Христос
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Песня Рождество
муз. сл. В. Шемтюк
1. Тихо шепчут, падая, снежинки,
Ночи мы дождемся серединки.
Праздник - перезвоном бьют колокола!
Светом переполнена столица,
Счастье в каждый дом уже стучится, -
Время веселиться! Рождеству пора!
Припев:
На золотых куполах белый снег разольется,
Тая от солнца, а может от веры людей!
На рождество, если хочешь, и сказка проснется,
И новогодняя ночь будет солнца светлей!
2. Все мы веселимся, как умеем,
Только стать бы чуточку добрее,
Полночь - нужно главные сказать слова!
Скажем: чтоб удача не вильнула,
Друга, чтоб беда не затянула
Время все прощать и пожелать добра!
Используемая литература.
1. «Детская библия»
2. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Т. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»
Журналы:
3. «Дошкольная педагогика» №6, 2006г.
4. «Дошкольное воспитание» № 12, 2004г.
5. «Ребенок в детском саду»№ 9, 2009г.
6. «Музыкальный руководитель» №7, 2011г.