Ирина Радаева
Конспект занятия по дополнительному образованию «В гости к бабушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском (мокшанском) языке, создать настрой для дальнейшего его изучения.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать приобщать детей к общению на мордовском (мокшанском) языке.
2. Закрепить с детьми название овощей и фруктов; животных домашних и диких; счет от 1 до 5 и т. д.
Развивающие:
1. Способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на мордовском языке в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.
Публикация «Конспект занятия по дополнительному образованию „В гости к бабушке“» размещена в разделах
2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке.
Методические приемы:
Беседа по вопросам, чтение стихотворений «Кошечка», «Сорока», использование картинок с дикими животными; дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди лишний предмет»; подвижная игра «Сорока и цыплята», сюрпризный момент.
Словарная работа:
Закрепить ранее изученные слова, речевые образы.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений на мокшанском языке, рассматривание картинок: «Дикие и домашние животные», рассматривание картинок «Продукты»
Материал и оборудование:
«Чудесный мешочек», «Мячик», картинки с изображением животных; картинка птицы-сороки, муляжи овощей; хлеб, молоко, яйцо, масло, тарелка.
Ход занятия:
(Дети заходят к бабушке, здороваются на мокшанском языке)
1. Дети: Шумбратада, бабай!
Бабушка: Шумбратада, шабат! (здоровается бабушка)
(Ётада, озада, а то тинь сизеде, пока саде ялга мондиень).
Бабушка: Проходите, садитесь, вы, наверное, устали пока шли ко мне!
(Дети садятся. Бабушка говорит)
Бабушка: Монь лемозе Дуня бабай (меня зовут бабушка Евдокия)
- А тонь кода лемце? (А тебя как зовут, обращается к первому сидящему ребенку)
Ребенок: Монь лемозе Костя.
Бабушка: А тонь кода лемце?
Девочка: Монь лемозе Полина (Опрос остальных детей)
(Бабушка спрашивает мальчика)
Бабушка: Тон цёранят или стирнят? (Ты мальчик или девочка)
Мальчик: Мон цёранян! (отвечает мальчик)
Девочка: Мон стирнян! (говорит девочка)
Бабушка: А тонь мзяра кизодот? (Сколько тебе лет)
Мальчик: Монь кота кизодон! (Мне шесть лет – говорит мальчик)
(опрос детей)
2. «Счет от 1 до 5 на мокшанском языке»
Бабушка: Ребята, вы так хорошо назвали сколько вам лет по-мордовски. А от 1 до 5 сможете сосчитать?
Дети: Да!
Бабушка: Встаньте в круг и будем называть по очереди название цифр.
(Дети в кругу. Я бросаю мяч, называю по-русски цифру, а ребенок называет по-мордовски)
Бабушка: Ёнюфтада! (Молодцы)
- Озада. (Садитесь)
3. «Домашние и дикие животные»
Бабушка Евдокия: Шабат, со мной живет моя любимица. Посмотрите, кто это? (обращаю внимание на скамеечку, где лежит кошка-игрушка)
- Это кошка! А на мордовском языке как называется?
Дети: Ката.
Бабушка: Зовут мою кошку Мурка. Ей очень нравятся стихи по-мордовски. Может, расскажете?
(Спрошу одного ребенка, затем хором)
Стихотворение «Катоня».
Ай катоня, катоня
Лефкскадот тонь котоня
Ай катоня, киска
Нярцень ала миска.
Бабушка: Переведи, пожалуйста, Дима на русский язык! (Ребенок переводит)
- Ёнюват, Дима! Молодец, Дима.
- А кошка какое животное?
Дети: Домашнее
Бабушка: Каких еще домашних животных вы знаете?
(Перечисляют. Затем перевод)
- Корова – Тракс
- Лошадь – Алаша
- Свинья – Тува
- Собака – Пине
Бабушка: Кроме домашних, есть и другие животные. Здесь картинки этих животных. Кого вызову, тот должен назвать это животное по-мордовски, затем по-русски.
(На магнитную доску дети по очереди прикрепляют животное, называя)
- Офта – Медведь
- Нумол - Заяц
- Врьгаз – Волк
- Келазь – Лиса
- Сеель – Ежик
Бабушка: Ёнюфтада! (Молодцы)
4. Физкультминутка.
(дети встают в круг)
Нам пора передохнуть
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
(вращения головой в одну и другую сторону)
Встали ровно, наклонились.
Раз-вперед, а два- назад
Потянулись, распрямились.
Повторяем все подряд.
(наклоны вперед и назад)
Бабушка: Шабат, около своего дома вижу часто эту птицу. (Показываю сороку). Как называется эта птица?
Дети: Сорока.
Бабушка: А по-мордовски?
Дети: Сязгата.
Бабушка: А про сязгату (сороку) вы знаете стихотворение по-мордовски?
Дети: Знаем.
Воспитатель: Давайте хором расскажем его.
Стихотворение «Сязьгата»
Ай сязгата, сязгата.
Меся кувака пулоце?
Мес кувака пулозе?
Пулозе - монь рулезе.
(Спросите ребенка перевод на русский язык)
Бабушка: Молодцы!
- Сада сей! (Идите сюда)
- Сейчас поиграем в игру «Сорока и цыплята».
Ход игры:
Клушка гуляет со своими цыплятами. Навстречу ей выходит Сорока.
- Клушка, клушка, дай мне цыпленка (Клушка, дай тейне лефкскя)
- Не дам, сорока, не дам (Аф максан, сязгата, аф максан лефкскя)
-Тогда я украду у тебя цыплят! (Мон саласайне тонь лефкснень)
И начинает ловить цыплят по одному. Клушка защищает цыплят, а сорока ловит.
(Играем 2-3 раза)
- Озада. (Садитесь). Лац налхкседе (Хорошо играли)
5. Дидактическая игра «Чудесный мещочек»
Воспитатель: Шабат, посмотрите (показываю). Этот мешочек чудесный, т. к. внутри что-то есть. Кого вызову, тот подойдет сюда, достает из мешочка что-то, показывает нам и назовет на мордовском языке.
- Морковь – Пурьхке
- Лук – Шурьхке
- Капуста – Капста
- Огурец- Куяр
Бабушка: Молодцы! Как одним словом назвать эти предметы?
Дети: Овощи.
Бабушка: Правильно!
6. Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Воспитатель: Шабат, стяда, сада сей. (Ребят, встаньте, подойдите к столу).
- У меня на столе находится (показываю на хлеб и спрашиваю). Что это?
- Те кши (Это хлеб)
- А те мезе? (Показываю на масло)
- Те вай.
- А те мезе? (Показываю на молоко)
- Те лофца.
- Те мезе? (Показываю на яйцо)
- Те ал.
- Алс кодама? (Яйцо какого цвета)
- Алс акша (Яйцо белое)
- А вайсь кодама? (А масло какого цвета)
- Вайсь тюжа (Масло желтое)
-А те мезе? (Показываю на тарелку)
- Те тарелка (Это тарелка)
- А что у меня на столе лишнее?
Дети: Тарелка
Бабушка: Почему?
Дети: Все, что мы называли –это продукты, они съедобные, а тарелка -это посуда –из нее кушают.
Бабушка: Молодцы, все правильно назвали и нашли лишний предмет.
7. Итог
Бабушка: Вот, ребята, вы и побывали у меня гостях, у Бабушки Дуни. Я очень рада, что вы приходили ко мне в деревню. Вы очень понравились мне, так как знаете много слов по – мордовски, любите играть.
- А что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
(Показываю конфеты)
Бабушка: Это гостинцы вам за хорошую работу! Приходите ко мне в гости еще! Вастомазонк, шабат! (до встречи)
Дети: Вастомазонк! Спасибо, до свидания!