Любовь Хомченко
Конспект занятия по декоративной лепке в старшей группе «Дымковская карусель»
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ
Цель: приобщение детей к исконно русскому промыслу - изготовлению глиняных игрушек
Задачи
-образовательные:
• уточнить представление детей о специфики дымковской игрушки : из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена);
Публикация «Конспект занятия по декоративной лепке в старшей группе „Дымковская карусель“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
• продолжать знакомить с видом лепки- пластилинография
• учить приемам и способам изображения пластилином по мотивам народных промыслов.
• предложить варианты «росписи» по мотивам дымковской росписи.
-развивающие:
• развивать чувство формы и пропорции, воображение;
• развивать эстетический вкус.
• развивать интерес к народному творчеству.
- воспитывающие:
• воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе;
• воспитывать интерес к народному искусству;
• вызвать интерес к использованию пластичных материалов для развития мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук.
Материал: Трафареты барышень, оленей и лошадок из картона по количеству детей; наборы пластилина; дощечки; стеки; влажные салфетки.
Предварительная работа: беседа о народных промыслах, рассматривание работ дымковских мастериц, чтение стихов по теме.
Ход НОД
Дети входят под русскую народную песню в зал, наряженные в русские наряды. Воспитатель ведет детей первым. Упражнение «Змейка». Встают полукругом.
Педагог. Здравствуйте мои друзья.
Я к вам пришла издалека.
С древнерусского села
А как оно называется -догадайтесь.
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
Педагог. Правильно, это Дымково.
Вы знакомы с Дымковской игрушкой. Вот и припасла я для вас забавушек разных об этом промысле, да игр компьютерных. Присаживайтесь, добры молодцы, да красные девицы.
Дети садятся на места под музыку.
Педагог. Игра моя называется «Дымковские чудеса». Вот и первое задание.
Я загадку загадаю
Слушайте внимательно
А кто игрушку отгадает,
Будет замечательно
Зонтик грибком,
Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка (барышня)
Я копытами стучу.
Я скачу, скачу, скачу
Грива вьётся на ветру.
Все подковы я сотру. (лошадка)
С солнышком встает он вместе,
Будит всех веселой песней.
На макушке — гребешок.
Кто же это (петушок)
Педагог. Ах, какие, молодцы! Все правильно ответили и дымковские игрушки отгадали. А теперь новое задание («Из чего сделаны Дымковские игрушки»)
Мастера не зря трудились
Все игрушки получились
Назовите вы сейчас
Нужный материл для нас
Какой нужен материал для дымковских игрушек?
Ребенок. Правильная картинка – глина. Дымковские игрушки лепили из красной жирной глины, которую мастерицы собирали весной после половодья.
Педагог. Следующее задание «Палитра дымковской игрушки».
Мы о волшебных красках
Расскажем всем сейчас.
У дымковских игрушек
заполним всю палитру
Красят игрушки маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
Краски выбрать помогу
Поможем выбрать цвета красок для Дымковской игрушки?
Ребенок. белый, красный, желтый и оранжевый, синий, зеленый. Цвета Дымковской игрушки яркие и сочные.
Педагог. Следующее задание («Найди дымковский узор»)
Рассмотрите картинке и назовите те, которые используют дымковские мастера.
Давайте еще раз назовем элементы дымковского узора
Прямая линия, кольцо,
волнистая линия, клетка,
точка, круг, решётка.
Педагог. Вот и следующее задание. (Найди лишнее)
Игрушки водят хоровод
Какая лишняя, кто поймет?
Ребенок. Лишняя барышня под номером 2. Потому что это каргопольская игрушка, а остальные дымковские.
Педагог. Всем нам нравятся игрушки. А как же их делают? Кто нам поможет правильно расположить этапы изготовления? (Этапы изготовления)
Педагог выставляет на доске в разброс карточки-этапы
Ребенок выставляет картинки на доске.
Ребенок.
1 картинка «Кусок глины», Дымковские игрушки лепят из красной речной глины.
2 картинка «Вылепленная лошадка».- Мастер из глины вылепил задуманную игрушку
3 картинка – «Печь». Вылепленные игрушки ставили в печку, где от огня игрушки становились крепкими как камень.
4 картинка - «Белый конь с палитрой». Обожженные игрушки покрывали мелом, разведенным на молоке и только потом начинали расписывать.
5 картинка -«Готовая игрушка». Получился результат.
Педагог. Какой Ваня удалец.
Все правильно расставил.
Молодец.
Педагог. А сейчас занимайте места на волшебной карусели. Она нас перенесет в село Дымково.
Физминутка. Музыкальная игра «Карусель»
садятся
Педагог. Вот мы и в Дымково.
Раз, два, раз, два
Сейчас мы необычные мастера
Игрушки будут у нас не из глины, а из бумаги. А рисовать мы будем не красками, а пластилином. Как называется такая техника рисования?
Дети. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.
Педагог. Узор обязательно должен быть дымковским. Обычно все дымковские лошадки и барышни украшены линиями, кругами и точками в разном сочетании.
На экране появляются образцы барышень и лошадок
А как мы можем получить такие элементы в пластилинографии:
ТОЧКА И КРУГ (круги мы делаем приемом расплющивания, маленький шарик - точка, а из шарика побольше получится круг побольше)
ЛИНИЯ (Чтобы получилась линия, мы слепим тонкую колбаску и прижмем к бумаге)
А оконченные работы мы расположим на Дымковской карусели для игрушек.
Педагог. Ваши пальчики нужно подготовить к работе, нужно с ними поиграть.
Пальчиковая гимнастика: «Мои помощники – пальчики!»
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки,
Чок – чок - чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Раз, два, раз, два
Работу начинать пора
Ну, что, теперь нам можно открыть нашу мастерскую и начать украшать игрушки. Сядьте все удобно и можете приступать к работе. Желаю вам удачи, маленькие умельцы!
Дети лепят под русскую народную музыку, по окончанию лепки выставляют игрушки на карусель, рассматривают.
- Даже и не знаю, какая работа красивее! Молодцы! Недаром говорится, что дело мастера боится!
Вам хочу сказать, друзья,
Вы – большие мастера.
Ловко, ловко вы лепили.
Какие игрушки смастерили-
Надо вам и впредь учиться,
Заниматься, не лениться.
Вас я всех благодарю,
Угощенье подарю.
Дети змейкой идут в «завиток» и расходятся. Встают полукругом.
1 – правая рука к левому плечу
2 – поклон
3-4 руки взяли
Уходят за воспитателем
Я загадку загадаю
Слушайте внимательно
А кто игрушку отгадает,
Будет замечательно
Мастера не зря трудились
Все игрушки получились
Назовите вы сейчас
Нужный материл для нас
Красят игрушки маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
Краски выбрать помогу
Игрушки водят хоровод
Какая лишняя, кто поймет?
Раз, два, раз, два
Сейчас мы необычные мастера
Вам хочу сказать, друзья,
Вы – большие мастера.
Ловко, ловко вы лепили.
Какие игрушки смастерили-
Надо вам и впредь учиться,
Заниматься, не лениться.
Вас я всех благодарю,
Угощенье подарю.