Целибеева Любовь
Конспект занятия по чтению худ. литературы для детей старшего дошкольного возраста сказка «Заяц-хваста»
Конспект занятия по чтению художественной литературы
для детей старшего дошкольного возраста
«Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомство с русскими народными сказками, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя.
• Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).
Публикация «Конспект занятия по чтению худ, литературы для детей старшего дошкольного возраста сказка „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
• Активизировать и обогащать словарный запас детей : крестьяне, гумно, кокорина.
Развивающие:
• Развивать мышление, связную диалогическую и монологическую речь, интонационную выразительность речи.
• Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
• Формировать нравственные качества: не хвастаться, желание прийти на помощь в трудной ситуации.
Материал: книга со сказкой, иллюстрации к ней с изображением сказочных героев, эпизодов из сказки, подставка для книги, ключ, дидактическая игра «Какие животные спрятались на картинке».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Войти в сказку :
- Ребята, вы любите слушать сказки? У меня есть волшебный ключ, я предлагаю вам дотронуться до него, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка, сказка приходи!» Отгадайте загадки, и вы узнаете от какой сказки ключ.
Загадки:
Куцый хвостик, длинные ушки,
Мягкая шубка, как подушка.
Скачет вверх он, словно мячик.
Это, дети, серый…
(Зайчик)
В белой опушке длинные ушки.
Скачет ловко, жует морковку.
(Зайчик)
Что за чудный есть зверек –
По полям он скок да скок.
Встанет он среди травы.
Ушки больше головы.
(Зайка)
- Правильно, это заяц. Он герой многих сказок. Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются. («У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Заяц Коська»). Молодцы, вы знаете много сказок, в которых один из главных героев - заяц. Ребята, а есть еще одна сказка про зайца, в которой главный герой очень любил хвастаться. Это русская народная сказка «Заяц-хваста». Предлагаю вам ее сегодня послушать. Но, так как в сказке есть новые слова, предлагаю вам сначала с ними познакомиться:
«Крестьяне» - это жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.
«Гумно» - огороженные участок земли для хранения зерна.
«Кокорина» - коряга, дерево, вывороченное с корнем.
Чтение сказки с последующим обсуждением.
- Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Заяц - хваста»?
- А что вам в этой сказке особенно запомнилось?
- Как вы считаете, почему сказка так называется?
- Назовите героев этой сказки?
- Где жил заяц? Какой он был?
- Как ему там жилось?
- Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
- Кто был хвастуном в этой сказке?
- Как он хвастался?
- Перед кем он хвастался?
- Как вы думаете, он правильно поступил, когда пошёл воровать? Почему?
- Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
- А что ворона сказала зайцу, когда потрепала его за ухо?
- Что с вороной потом случилось?
- Чем закончилась сказка? Каким стал заяц?
- Как вы думаете, чему научила эта история зайца?
Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Ты не хваста, а храбрец!» (с разной интонацией голоса)
- Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. Как мы можем с вами оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
Физкультурная минутка:
Встали зайцы на пеньки,
Приподнялись на носки. (Руки на пояс, подняться на носки)
Спины чуть прогнули,
Лопатки все сомкнули. (Прогнуться, сомкнув лопатки)
Посмотрите на зайчат,
Как красиво все стоят. (Руки на пояс, повороты туловища вправо, влево)
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (Руки в стороны, наклоны вперёд)
Посмотрели по сторонам -
Волка нет – ни тут, ни там.
На пенёчке поплясали
И до дому поскакали.
- Ребята предлагаю поиграть в дидактическую игру «Какие животные спрятались на картинке» (Предложить детям найти и назвать животных, нарисованных на картинке).
- Выход из сказки : «Ключик к ушку поднесем, три раза повернемся, в детский сад мы попадем».
Рефлексия:
- На этом мои друзья, закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? («Заяц-хваста»).
- И какими словами заканчивается наша очередная сказка? («Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).