Эльвира Абузярова
Интегрированное занятие в средней группе «Знакомство с татарской культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Интегрированное занятие в средней группе
«Знакомство с татарской культурой»
Подготовила воспитатель:
Абузярова Э. Р
Саранск
2017 год
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид НОД: Социальный мир.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем.
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „Знакомство с татарской культурой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Познакомить с культурой и традициями татарского народа, особенностями головного убора.
Закреплять технические навыки рисования при составлении татарского орнамента.
Обогащать словарный запас детей, путем введения в речь татарских слов.
Развивающие:
Развивать интерес к культуре татарского народа; мелкую моторику пальцев рук; навыки свободного общения со взрослыми и детьми; эмоциональную отзывчивость; познавательный интерес к продуктивной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Побуждать детей к ответам на вопросы педагога, развивать умение слушать произведения фольклора.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность татарского костюма.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать творческие способности и художественный вкус при составлении татарского орнамента.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной активности.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: татарский народ, цветочный орнамент, тюбетей. Развитие артикуляционного аппарата посредством произнесения слов : якши, саубулыгэз.
Предварительная работа:
Слушание татарских песен, просмотр слайдов с изображением татарского костюма, разучивание игр.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: матрешка (6 предметов, тюбетей.
Раздаточный материал: шаблоны с изображением тюбетейки, кисточки, гуашь, карандаши.
Оборудование: магнитола.
Форма проведения: подгрупповая
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, чтение стихотворения, беседа, игра.
Наглядный: рассматривание матрешки, тюбетейки, образца работы, показ выполнения работы воспитателем.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой
Ход занятия:
1. Вводная часть.
• Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать ее.
Схожи личиком сестрички
Как две капельки водички
Но сидят они друг в дружке,
Что за милые игрушки?
• Правильно, матрешки (показ матрешки). Давайте внимательно рассмотрим нашу матрешку. Вы знаете, что в ней прячутся много других матрешек поменьше. Представим себе, что большая матрешка – это наша огромная Земля.
• Матрешка поменьше – наша большая страна. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
• Следующая матрешка - наша родная земля Республика Мордовия. И в нашей Республике живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру : свои песни, сказки, танцы, игры, свою национальную одежду.
• Давайте ребята вспомним и назовем, люди каких национальностей живут в нашей республике? (русские, татары, мордва, украинцы, евреи, осетины, азербайджанцы и др.)
• Эта матрешка – наш город. Как называется наш город? (Саранск)
•Еще меньше матрешка – наш садик. И самая маленькая – наша группа. В нашей группе много мальчиков и девочек. Все мы разных национальностей. Есть среди нас русские, мордва, татары. Все мы живем дружно, ведь дружба-наша главная сила.
2. Основная часть.
•Сегодня мы поговорим о татарском народе. Татары говорят на своем родном языке -татарском. Этот язык очень красивый и звучный. Послушайте, как звучит он, Рустам нам расскажет стихотворение о родном языке.
И туган тел, и матур тел,
Эткэм-энкемнен теле!
Деньяда куп нэрсэ белдем
Син туган тел аркылы.
Молодец. Якши! Якши — значит хорошо. Повторите за мной.
Дети повторяют.
•Ребята, посмотрите, Рустам к нам пришел в тюбетейке. Так называется татарский головной убор. Давайте повторим это название.
• А я знаю игру, которая так и называется «Тюбетей» и предлагаю вам поиграть.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Под музыку передают тюбетей по кругу. Когда музыка останавливается, ребенок у которого в руках оказывается тюбетей выходит в круг показывает движение или танцует, остальные повторяют за ним.
• Ребята, мы с вами поиграли в игру «Тюбетей». А давайте рассмотрим этот головной убор получше. Посмотрите, какой он красивый. А что на нем нарисовано? Где находятся эти узоры?
• Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре. А вы хотите рисовать такие красивые головные уборы и участвовать на выставке тюбетеек? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.
(Дети садятся на свои места).
• Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню как надо рисовать. Я беру желтый карандаш и по краям рисую волнистые линию. К ней я добавлю мелкие листочки и закрашиваю их. Можно добавить цветок – тюльпан. Его можно рисовать красным карандашом или желтым. Так же украшаю центр тюбетейки. Когда заканчиваю рисовать узоры, я беру кисть, гуашь и закрашиваю тюбетейку. Можно красить синей краской, можно зеленой. Цвет тюбетейки выбираете сами. Но можно ли взять краски много? А как правильно пользоваться водой? Можно ли сильно нажимать на карандаш? (Дети отвечают). Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.
(Дети рисуют в воздухе).
•Приготовим руки, для пальчиковой гимнастики:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
• Теперь сели красиво, правильно, надели нарукавники и начинаем работать. С чего начинаем работу?
• С края тюбетейки, узоры карандашами.
(Дети рисуют. Воспитатель ходит между ними, подсказываю, подбадриваю их, показываю приемы рисования затрудняющимся детям. За 5 минут до окончания занятия предупреждает детей о завершении своих работ. Готовые работы ставят на стол для анализа).
3. Итог.
• Ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная работа? А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек?
•Ребята, вы такие молодцы, хорошо потрудились и я хочу угостить вас татарским национальным блюдом чак-чак.
Вкусным и медовым
Мы старались, вам пекли
Угощайтесь от души.
Саубулыгез. (До свидания)
Дети прощаются на татарском языке : Саубулыгез!
4. Литература.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: учебное пособие / Н. В. Алешина. – М: ЦГЛ, 2004 г. -147 с.
2. Зиганшина Р. Г. «Чишмэ» (Родник) Ознакомление дошкольников с языком и культурой татарского народа : методическое пособие / Р. Г. Зиганщина. -Ульяновск, 2010г. -106 с.
3. Кержнер А. Ш. Архипова В. А. Культура народов Поволжья / А. Ш. Кержнер. В. А. Архипова. -УИПК ПРО Ульяновск. 2011 г. -208с.
4. Шакирова Т. Л. Хайдарова Г. Н. Путешествие в мир Тукая: учебное пособие / Т. Л. Шакирова Г. Н. Хайдарова. -Казань,2013г. -127с.