Валентина Сметанина
Конспект занятия «Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей.
Развивать связную речь детей, словесное творчество, умение правильно,
последовательно и полно пересказывать произведения, опираясь на
графические символы, используя мнемотехнику.
Развивать умение слушать взрослого и друг друга.
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенной картине.
Предварительная работа с детьми:
заучивание стихов, пересказ рассказов, отгадывание загадок с помощью
мнемотаблиц.
Словарная работа:
мужик, бублик, «Экий я дурак!», ударил себе по голове, наелся бы,
Оборудование и материалы: мнемотаблицы, портреты писателей, баранки
сушки, предмет: (кукла, медведь, машина, девочка, барабан, тигр, тетрадь).
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются.
Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы
готовитесь к школе, чему вы научились.
Организационный момент: Ребята, давайте вспомним на какой вопрос
отвечает живой предмет - кто это? Неживой предмет – что это?
Сядет на стулья тот, кто скажет мне-живой или неживой предмет: кукла,
медведь, машина, девочка, барабан, тигр, тетрадь.
Вы готовы? Будьте очень внимательны.
Восп:
Ребята, мы с вами прочитали много литературных произведений и знаем, что в
литературе есть разные жанры. Назовите, какие литературные жанры вы знаете?
(стихи, рассказы, сказки, басни).
Восп: Как вы думаете, все они одинаковые?
Дети:
-Разные.
Восп: Чем отличаются рассказы от сказки?
Дети:
- В рассказах писатель рассказывает о том, что было или что происходит сейчас,
что он видел или наблюдал. А в сказках есть чудеса и волшебство. Звери
разговаривают, поют песни.
Восп: А чем стихи отличаются от рассказов и сказок?
Дети:
- В стихах есть рифма.
Восп: Приведите пример.
А что такое басня?
Дети:
-Это поучительный рассказ, в котором автор высмеивает плохие черты
характера, используя образы зверей.
Восп: А скажите, пожалуйста, кто пишет стихи?
Дети:
-Поэты.
Восп: Каких поэтов вы знаете?
Дети: Пушкин А. С., С. Есенин, С. Маршак, С. Михалков, Токмакова.
А кто пишет рассказы?
Дети:
-Писатели.
Восп: Назовите писателей, которых вы знаете.
Дети: -
Носов, Толстой, Бианки, Чарушин, Ушинский.
Восп: Ребята, прежде чем мы с вами продолжим занятие, давайте немножко
отдохнем.
Пальчиковая гимнастика.
«Пирог»
Падал снег на порог. (Опускают медленно ладоши)
Кот лепит себе пирог. («Лепят» пирог)
Пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. (Пальчики «бегут»)
Пирожки себе пеки («Пекут» пирог)
Не из снега - из муки.
«Мы во двор пошли гулять».
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. (Дети «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони)
(Гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз - подбросим, («Подбрасывают»)
Два - поймам, («Ловят»)
Три – уроним («Роняют»)
И… сломаем. («топают»)
Молодцы! А сейчас займите свои места. Я вам прочитаю рассказ, слушайте его
внимательно. Вам обязательно понравится этот рассказ, и вы сами сможете его
рассказать.
Три бублика и одна сушка (рассказ).
Одному мужику захотелось есть. Он купил бублик и съел; ему все еще хотелось
есть. Он купил другой бублик и съел, а ему все еще хотелось есть. Он купил
третий бублик и съел, и ему также хотелось есть. Потом он купил сушки, и когда
съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
-Экий я дурак! Что ж я напрасно съел столько бубликов? Мне бы надо сначала
съесть одну сушку!
Восп:
Ребята, вам понравился рассказ? Проводится беседа по содержанию. А скажите,
пожалуйста, чем отличается бублик от сушки?
-Бублик большой, а сушка маленькая.
Правильно. Но этот рассказ имеет еще и тайный смысл. Скажите мне,
пожалуйста, если бы мужик съел сначала одну маленькую сушку, он наелся бы
или нет.
-Рассуждения детей.
Ребята, я сейчас прочту вам еще раз рассказ, и вы будете его пересказывать. Что
такое пересказ?
-Нужно рассказать близко к тексту.
Чтобы вам было легче пересказывать, мы воспользуемся схемами. Давайте
вместе их составим.
Еще раз читается рассказ, и вместо с детьми рисуется моносхема.
Первый пересказ проводится по цепочке детьми. Затем прослушивается
индивидуальные пересказы детей.
Ребята сегодня вы молодцы, близко к тексту пересказали рассказ «Три
бублика и одна сушка»