Анна Плясунова
Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5–6 лет «Большая радость, маленькая грусть»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет: «Большая радость, маленькая грусть».
Задачи:
1. познакомить детей с чувством радости, грусти;
2. обучение различению эмоционального состояния по его внешнему
проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
3. формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на
совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию,
которая помогает ему обогатить свой собственный жизненный опыт.);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
4. учить детей выражать чувство радости в рисунке.
Ход занятия.
1 этап: Приветствие.
Педагог-психолог приветствует детей, предлагает им поздороваться в игровой форме. Произносит слова, дети повторяют за ним все движения. Педагог предупреждает, когда прозвучит слово «дружить», каждый должен найти себе пару и поздороваться с ним.
«Что за чудо-чудеса;
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!
И скажу вам не тая-
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.»
2 этап: Мотивационный.
Педагог-психолог знакомит детей с новыми персонажами: Грустинка и Веселинка. Дети пытаются отгадать, почему именно так их назвали. Педагог сообщает, что они сегодня отправятся в гости в Страну настроений.
«В страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны.»
Человечки страны Настроений пригласили в гости ребят. А к их приходу
решили испечь пирог с ягодами. Взяли они корзинки и пошли в лес.
Физминутка. Путешествие в лес.
Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Так приятно и легко.
3 этап. Практический.
1. Задание «Ягоды» (на ковре)
«Прошло уже немало времени, а ягод что-то не было видно. Грустинка стала плакать. И вдруг…Какая радость! Веселинка нашла ягодную полянку и радостно крикнула: «Грустинка, смотри, сколько ягод!» Справа ягоды, слева ягоды. Разные: большие и маленькие, черника, земляника.
Веселинка даже подпрыгнула от радости. «Ура! Теперь мы таких пирогов напечем!». Но грустинка так расстроилась, что не заметила, как собрала в корзинку все что видела на своем пути. Вернулись герои домой и обнаружили, что в корзинке не только ягоды, но и…» Психолог показывает детям корзинку, в которой картинки с разными предметами, раскладывает их на полу, предлагает детям поиграть в игру под музыку: «Возьми ягоды».
Дети под музыку ходят по кругу (в кругу на полу лежат картинки с изображением ягод, фруктов, овощей, животных и т. д., когда музыка останавливается, детям нужно схватить только картинки с изображением ягод.
2. Организация беседы по пиктограмме «Радость»
— Мы посмотрели на Веселинку и сразу догадались, что она радостная. Как нам
это удалось? (Ответы детей.)
По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется,
уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены.
А что чувствует радостный человек? (Ответы детей.)
У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает
необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы
выплеснуть переполняющую его радость. Говорят: «В радости и ро зы краснее, и
фиалки голубее, и солнце ярче; даже дождь бодрит и успокаивает».
Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. (Дети выполняют
задание.)
Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека. (Дети выполняют
задание.)
Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют
задание.)
Закончите мои предложения:
«Когда я радуюсь, я. (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою.)».
«Я радуюсь, когда вижу. (подарки, мамино лицо, торт, клоунов.)».
Молодцы! А вы почувствовали, что когда мы с вами говорили о радостной
Веселинке и изображали радующихся людей, нам тоже становилось весело,
радостно?
3. Организация беседы по пиктограмме «Грусть»
Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно му полотну) пиктограмму
«Грусть».
- А теперь посмотрите на выражение этого человека (пиктограмма «грусть»). Какое
чувство испытывает человек?. Посмотрите на выражение его лица… Что произошло
с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство?. Да, это –
грусть. Кто в сказке испытывал это эмоциональное состояние? Когда?
4. Задание «Сказочные персонажи» (на доске)
Психолог прикрепляет к магнитной доске картинки с
изображением радостных и грустных сказочных персонажей.
- Внимательно посмотрите на картинки. Назовите сказочных героев. (Дети
выполняют задание.)
А теперь скажите, кто из них радостный? (Ответы детей.)
А кто грустный? (Ответы детей.)
Как вы догадались, что помогло вам определить их состояние? (Ответы детей.)
Вспомните любимых сказочных героев и расскажите, когда они испытывали
радость? (Ответы детей.)
Давайте изобразим Буратино, Крокодила Гену, Чебурашку. (Дети выполняют
задание.)
5. Задание «Рисование радости и грусти». Педагог-психолог предлагает детям нарисовать эмоции, с которыми они сегодня познакомились в волшебной стране. В работе использует нетрадиционную технику рисования – монотипия (дети складывают листочек пополам, на одной стороне обводят свою ладошку, раскрашивают ее кляксами, затем складывают листочек пополам. Теперь ладошки детей с двух сторон. На ладошки приклеивают заранее приготовленные кружки из разноцветной бумаги, на одном рисуют радость, на другом - грусть).
6. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие
пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих
рук).
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная
с мизинцев).
(руки вниз, встряхнуть кистями).
4 этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Страна Настроений»
Психолог говорит:
- Мы многое узнали о радости и грусти. Скажите, радоваться хорошо или плохо?
Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Как можно улучшить настроение, если вам грустно? (Вспомнить что-нибудь
веселое, придумать историю о радостном событии, нарисовать веселый рисунок.)
Давайте улыбнемся друг другу. Вы - молодцы!
За руки беремся, становимся в круг,
Занятье кончается наше.
Теперь появился у нас новый друг,
Ему до свидания скажем.
А что в путешествии запомнилось вам?
Понравилось, что было трудно? (ответы детей).
Литература:
1. Н. Ю. Куражева «Программа психологических занятий с детьми 5-6 лет».
2. Ю. Е. Веприцкая «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет».