Марина Сафронова
Конспект занятия «Органы чувств» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать знания детей об органах чувств через игровые моменты в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление детям об устройстве и функционировании человеческого организма; продолжать учить самостоятельно следить за своим здоровьем; формировать знания о труде врача окулиста, оториноларинголога, стоматолога.
Развивающие:
- развивать речь, память, мышление;
Публикация «Конспект занятия „Органы чувств“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- активизировать в речи детей слова: орган, организм, стоматолог, окулист, оториноларинголог;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: мольберт, картинка с человечками в Цветочном городе, плакат с органами чувств, иллюстрации ЛОР-врач, стоматолог, окулист, аудиозапись с весёлой музыкой и звуками природы; картинки для дидактической игры «Выбери полезные продукты»; два стаканчика с дольками мандарина и зубчиками чеснока, кусочки фруктов (банан, яблоко, дольки мандаринов) на тарелках и чайные ложки на каждого ребёнка; чудесный мешочек с разными предметами.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Педагог включает весёлую музыку. На мольберте весит картинка человечков в Цветочном городе.
Педагог говорит, что в Цветочном городе живут маленькие человечки, и они спорят уже целую неделю, какой орган чувств самый главный в организме человека. А какие органы чувств вы знаете? (Нос, глаза, уши, рот, кожа)
А, как вы думаете, какой самый главный?
Давайте им поможем разобраться в этом вопросе и сами узнаем.
2. Основная часть.
Воспитатель обращает внимание на плакат на мольберте и проводит беседу.
- Скажите, зачем нужны человеку глаза? (чтобы видеть). Глаза - очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его.
- Какие у глаз есть помощники? (брови, веки, ресницы).
Да, потечёт пот со лба - его остановят брови. А ресницы защитят от пыли.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор. Наши глаза устают! Поэтому мы должны помнить, что вредно, а что полезно для наших глаз.
- Что вредно для глаз, как вы думаете? (читать лежа, в транспорте; долго и близко смотреть телевизор; долго сидеть за компьютером; грязными руками тереть глаза).
Очень полезно делать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Раз- налево, два-направо,
Три-наверх, четыре- вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
- Ребята, когда вам нужно проверить зрение, к какому врачу вы пойдёте? (к окулисту)
Как врач-окулист поможет человеку, если он плохо видит? (выпишет очки, назначит лечение).
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норках воздух бродит,
То заходит, то выходит. Что это? (Нос).
- Для чего человеку нос? (Через нос человек дышит). Конечно, можно дышать и ртом! Но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно приспособлен для дыхания. Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты маленькими ресничками, которые всё время колышутся. К ним и прилипают пылинки, попавшие вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если в нос попадает что-то более тяжёлое - мы чихаем. Покажите, что нужно делать, когда чихаешь? (дети закрывают нос и рот руками) Почему? (ответы детей).
- Ребята, а для чего ещё нужен нос? (чтобы чувствовать разные запахи).
Воспитатель предлагает детям, взять стаканчики, понюхать и определить, что находится в них.
Воспитатель включает аудиозапись звуков природы.
- Что услышали? А чем мы слышим звуки? (ушами) То, что мы называем «ушами» - это ушные раковины. Сами они не слышат, а только улавливают звук. А самая чувствительная и нежная часть нашего уха находится в конце ушного прохода.
- Почему нельзя ковырять в ушах острыми предметами? (Можно повредить ухо, человек начинает плохо слышать или становится совсем глухим) Что ещё вредно для ушей? (Очень громкая музыка, крики). От этого человек перестаёт слышать тихие звуки.
- А какой доктор лечит уши, и нос? (Лор или правильно - оториноларинго лог)
- Ребята, мне недавно Вероника рассказала, что у неё выпал зуб. А у нашего Захара выпало два зуба. Что же это происходит? Почему у наших детей стали выпадать зубы? (Выпадают молочные зубы, а на их месте начинают расти коренные зубы)
Верно, у наших ребят растут новые, белые, красивые зубы! Зубы - самые крепкие детали нашего организма. Они покрыты слоем белой эмали. И чтобы зубы всегда оставались такими же крепкими, здоровыми и красивыми, давайте вспомним, что нам нужно делать?
(Чистить зубы два раза в сутки: утром после завтрака, вечером перед сном. После каждого приема полоскать рот теплой водой. Никогда не есть одновременно горячую и холодную пищу. Не есть сладости перед сном и в большом количестве. Ходить на приём к зубному врачу).
- Какой доктор лечит зубы? (Стоматолог)
- Ребята, а что вредно для зубов? (Грызть кости, разгрызать орехи, перекусывать нитку, ковырять в зубах железными предметами). Почему? (Можно повредить зубную эмаль).
- Давайте с вами разберёмся, какие продукты полезны для зубов, а какие - нет.
Дидактическая игра «Выбери полезные продукты». На столе лежат картинки с изображением различных продуктов. Дети делят картинки на две группы: полезные и не полезные продукты для зубов. (Полезны: молоко, творог, яйца, сыр, сырые и вареные овощи, свежие фрукты; не полезны: конфеты, торт, шоколад в большом количестве). Затруднение: к какой группе отнести грецкий орех, твердую сушку и сухари. Дети самостоятельно приходят к выводу: то, что внутри скорлупы ореха - полезно, но грызть зубами орехи нельзя, нужно раскалывать специальными щипцами, сушки и сухари полезны, но ломать их лучше руками, или размочить в тёплом чае.
- Ребята, а где находятся зубы? (Во рту.)
- Какой мышечный орган находится вместе с зубами во рту? (Язык.)
- Как вы думаете, для чего нужен человеку язык? (Он определяет вкус нашей еды.)
Воспитатель предлагает детям определить на вкус яблоко, мандарин, банан.
- А о каком органе чувств мы ещё не поговорили? (О коже человека.) Воспитатель предлагает детям потрогать и определить, что лежит в мешочках. (Вата, камень,)
- Как вы узнали, что лежит в мешочке? (Почувствовали кожей пальцев.)
Если мы наступим ногой на колючий коврик, умоемся холодной водой, нам будет очень неприятно. Наше тело всё покрыто кожей и благодаря её мы чувствуем окружающий мир.
Ребята, давайте ещё раз назовём все органы чувств.
- Как вы думаете, какой из них самый главный?
-Что мы скажем маленьким человечкам, какой орган чувств самый главный? (Все.)
3. Заключительная часть.
Педагог спрашивает детей, что им понравилось на занятии; предлагает детям нарисовать свои портреты и отправить их маленьким человечкам в Цветочный город и напишем им, что все органы чувств необходимы для человека.