Ирина Кривовичева
Конспект занятия «Организация подвижной игры на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи
На прогулке ежедневно проводятся подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут.
Публикация «Конспект занятия „Организация подвижной игры на прогулке“» размещена в разделах
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности либо можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры
1. Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”);
2. Игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”);
3. Игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).
4. Игры на закрепление двигательных навыков.
5. Игры на развитие физических качеств.
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т. д., умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему. В процессе подвижной игры малыш получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
Подвижные игры на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений:
расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в
основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются
самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Значение подвижной игры – это одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.
Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности ( например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)
Классификация подвижных игр.
Подвижные игры делятся на 2 группы :
элементарные-сюжетные, бессюжетные, игры-забавы.
Сложные - футбол, городки, волейбол и т. д.
-по двигательному содержанию ( доминирующее основное движение: бег, прыжки и т. д.)
-по образному содержанию:
а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей). Особенно популярны в младших и средних группах.
б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетным наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)
-по динамическим характеристикам - различают игры по степени физической нагрузки
(малой, средней и большой подвижности)
-по количеству детей- в младшей группе -1роль («Кот и мыши») : в старшей группе - 3-4 роли(«Гуси-лебеди)
-по количеству правил –в младшей группе - 1-2 правила; в старших группах -3-4
-по наличию словесного сопровождения -стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать…») .Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.
1. Выбор игры.
-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.
-Учитывается время года и погодные условия.
-Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать
усталость и физическую нагрузку в течении дня.
- По желанию детей
-По желанию именинника.
- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим
2. Сбор детей на игру.
-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.
-Сбор на игру 1-2мин.
Старший возраст:
-зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги!»)
-загадывание загадки
-показ яркой картинки
- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.
-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла
или звучит музыка
- «Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой
Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч…».
-позвонить в колокольчик
-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.
-одеть маску-шапочку
3. Объяснение игры.
-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.
-В млад. гр. педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.
Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.
Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.
Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.
4. Распределение ролей
-считалкой (они предупреждают конфликты)
-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)
--по желанию
-по выбору именинника
5. Руководство в ходе игры.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,
указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.
Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе -5-7 мин., в старшей группе -до 15мин.
6. Окончание игры, подведение итогов.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание
в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младшей группе педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах подводится итог : отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявляя ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Ход проведения подвижной игры.
Воспитатель спрашивает детей: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, отвечают: «Лису». «Очень хорошо, - говорит воспитатель, - Сегодня мы будем играть в игру «Хитрая лиса».
Зазывалочка: «Раз, два, три, играть скорей беги!»
Цель. Развивается терпение, умение быть спокойным, выдержанным, а также внимание, наблюдательность. Здесь задействованы следующие физические упражнения: бег, резкая смена траектории перемещения, уклонение, построение по команде в круг.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Продолжительность 6-8 мин. (3-4 раза).
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие 3 раза хором спросят и лиса скажет: «Я здесь!».
Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: выбираются 2 лисы.
Анализ игры : Молодцы, ребята, вы играли честно, специально никто не подставлялся. Водящий быстро двигался, часто менял направление, поэтому быстро поймал детей.
Отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Также воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
С помощью считалки выбирается водящий игры средней подвижности «Угадай, что делали».
Воспитатель: Ребята, так как на Павлике остановилась игра «Хитрая лиса», то, может, мы разрешим ему выбрать следующего водящего, как вы думаете? (Да). Павлик, выбери, пожалуйста, ведущего считалкой.
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
Тому и водить.
Цель. Развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.
Описание. Выбирают одного ребенка, который отходит на 8-10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали? Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем.
Все дети изображают какое-нибудь действие. Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 мин. (4-5 раз).
Анализ игры : Ребята, мне понравилось, что вы были ловкими, увертливыми, внимательно следили за сменой водящего.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, способствует в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.