Анеля Белгубаева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Матушка-вода» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Продолжать развивать интерес, наблюдательность с помощью неживой природы, закрепить свойства воды.
• Обучать детей способом исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.
• Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
• Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Оборудование:
• Два стакана. Один с водой, один пустой.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Матушка-вода“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• Формочки для замораживания льда, ложечки, баночки с гуашью.
• Чайник с теплой водой, стекло.
• Формочки со льдом, ложки, салфетки.
Предварительная работа:
• Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?»;
• Наблюдения во время прогулок (сосульки, лед, снег и т. д.);
• Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека»;
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»;
• Чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворенье и скажите, какая тема будет нашего занятия.
Берегите воду
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Воспитатель: О чем же мы сегодня будем говорить?
Дети: О воде.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами вспомним о свойствах воды, и даже будем проводить опыты.
Воспитатель: Вода - настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Ребята летом мы видим воду в виде чего?
Дети: Дождь, град, роса, туман.
Воспитатель: А зимой она превращается во что?
Дети: В снег, иней, лед, ледяные узоры.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадки.
Загадки:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю.
(Пар)
Дети: (вода, сосулька, пар)
Воспитатель: Молодцы! Правильно, а сейчас я вам предлагаю превратится в ученых, будем проводить опыты. Садитесь за столик №1
(Два стакана. Один с водой, один пустой. Формочки для замораживания льда, ложечки, баночки с гуашью.)
Воспитатель: Ребята, что в стаканчике?
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, вода. Какая она? Давайте понюхаем сначала. Чем пахнет вода?
Дети: Она ничем не пахнет.
Воспитатель: Вода не имеет запаха. А как вы думаете, вода имеет вкус? Давайте попробуем, имеет она вкус?
Дети: Нет не имеет.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
А теперь посмотрите, какие у меня есть красивые колбочки. У них разная форма: шарообразная, конусообразная, цилиндрическая. Как вы думаете, если я сейчас перелью воду в них, она сохранит форму, или примет форму того сосуда, в который будет она налита?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте проверим, проведем эксперимент, нальем воду в эти колбы. Ну что, какой вывод мы можем сделать?
Дети: вода принимает форму сосуда
Воспитатель: Правильно, она не имеет своей формы.
А теперь и вы перелейте воду в другой стаканчик. Какая вода?
Дети: Жидкая
Воспитатель: Правильно, жидкая, текучая. Вода – это жидкость. А как вы думаете, если мы сейчас перельем немножко водички в эту формочку и положим в холодильник, там, где холодно, что с ней будет, как вы думаете?
Дети: она замерзнет.
Воспитатель: Правильно – она замерзнет. Хотите проверить?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте перельем немножко водички в формочки, поставим на поднос, а Наталья Викторовна унесет их и поставит в холодильник. Когда пройдет немножко времени, она принесет их обратно, и мы с вами увидим, что же с ней произойдет.
Воспитатель: Ребятки, кто скажет, какого вода цвета?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Правильно. Давайте проведем опыт. Посмотрите, если мы поставим в стаканчик ложечку, видно ее?
Дети: Да, потому что она прозрачная.
Воспитатель: Правильно, значит, чистая вода не имеет цвета, она прозрачная. А давайте немножко ее покрасим. (Добавляется немножко гуаши, размешивается ложечкой). Посмотрите, теперь вода не прозрачная и ложечки не видно. Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Она окрасилась
Воспитатель: Чистая вода прозрачная, не имеет цвета, но ее легко можно окрасить.
Воспитатель: Ребята, давайте перечислим все, что мы знаем о водичке.
Дети: Вода жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, формы, запаха.
Пальчиковая гимнастика:
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, («человечки» обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, («ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около глаз, ушей)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)
Опыт №2.
Воспитатель: А теперь проведем еще один очень сложный опыт. Для этого нам нужно подойти всем к столу под №2
(Чайник с теплой водой)
Воспитатель: Для чего необходим чайник?
Дети: ответы
Воспитатель: Я включаю чайник. Что происходит с водой?
Дети: Вода закипает.
Воспитатель: Что выходит из чайника?
Дети: Пар.
Воспитатель: Правильно, посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немного подержу. Обратите внимание, что появилось на стеле?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?
Дети: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно, вода имеет еще одно состояние – в виде пара, или парообразное.
Воспитатель: Давайте сядем на корточки, изобразим руками волны. Мы с вами капельки воды. Вода жидкая, течет, разливается. А теперь пригрело солнышко, водичка нагревается и испаряется, мы встаем, поднимаем руки вверх, легко покачиваем ими. Мы теперь легкие воздушные паринки. Молодцы!
Опыт №3.
Воспитатель: И проведем последний опыт, Наталья Викторовна, уже принесла наши формочки. Давайте посмотрим, во что превратились наши капельки воды.
Дети: В льдинки.
Воспитатель: Правильно. В льдинки. Давайте рассмотрим их. Какого они цвета?
Дети: Прозрачные. Лед прозрачный, потому что, лед – это вода, а вода тоже не имеет цвета.
Воспитатель: Правильно! Давайте возьмем ложечку и постучим по ним ложечками. Какие они, твердые или мягкие?
Дети: Твердые
Воспитатель: Правильно, твердые.
Воспитатель: Ребята, возьмите лед в руки, и скажите что с ним происходит?
Дети: Тает.
Воспитатель: Правильно, они растаяли и превратились во что?
Дети: Обратно в воду!
Воспитатель: Возьмите салфетки и вытрите ваши ручки. Вот какая вода волшебница!
Воспитатель: Скажите, какой лед?
Дети: твердый, прозрачный, тает от тепла.
Воспитатель: Молодцы! А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны, налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз, подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).
Воспитатель: Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду?
Дети: Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.
Воспитатель: Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо поработали и для вас Артём И. расскажет стихотворение:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.