Наталия Маслова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значением для человека.
3. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
4. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
5. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Мы исследователи!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У психолога на столе семена свеклы, стаканчики с землей, лейки с водой.
Мультимедийная установка.
Ход занятия.
(Говорит психолог) Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.
Друзья! Сегодня в наш детский сад пришла посылка - для детей подготовительной группы в ней мешочек с белым веществом и письмо с обратным адресом: «Жители планеты Меркурий». (Психолог читает письмо) «Здравствуйте ребята! Знаю я, что именно на планете Земля живут очень умные и сообразительные дети. Поэтому и решил обратиться за помощью именно к вам. Прилетел я с друзьями на экскурсию на Луну. Там мы обнаружили странное вещество, а вот можно ли его кушать мы не знаем и из чего оно получается мы тоже не знаем. Помогите нам исследовать эту находку. Я посылаю вам мешочек этого вещества. Очень прошу вас о помощи! Жду от вас информации. До встречи! Инопланетянин Гоша»
Ребята, мы поможем Гоше и его друзьям?
Скажите, вы хотите стать исследователями? А каким должен быть исследователь?
Ответы детей (внимательным, активным, умным, смелым, чтобы быть внимательными нужно делать гимнастику (дети делают гимнастику)
1. “Домик”
«Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нем»
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
2. “Ладошка”
«С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим»
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
3. “Лезгинка”
«Любим ручками играть
И лезгинку танцевать»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук.
4. "Ухо-нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
5. "Симметричные рисунки"
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
6. «Кулак - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
(Говорит психолог) И так, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (1-й слайд, на столе дети рассматриваю семена свеклы. Затем появятся всходы (2-й слайд, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (3-й слайд, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.
Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (4-й слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (5слайд). На заводе свеклу моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (6-й слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (7-й слайд).
А сейчас, давайте поиграем в игру «Огород» (дети имитирую посадку свеклы)
«Землю мы копаем, людям помогаем!
Вот настало время, бросим в поле семя.
Пусть семя растет, растет,
Сильно разрастается!
В клубни превращается!»
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом.
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие символы.
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.
(Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов).
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, жареная рыба, винегрет, уха.
- Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? (ответы детей повторяют символы)
А теперь я приглашаю вас посадить настоящие семена свеклы в землю (на столе стаканчики с землей, дети сажают семена и поливают водой из леек)
И так ребята мы с вами исследовали присланное нам вещество, и можем ответить Гоше и послать ему наше открытие! Я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям? (дети отвечают на вопросы). Наше занятие закончено, до свидания!