Наталья Казакова
Конспект занятия по познавательному развитию «Приключения в весеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 116»
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Тема: «Приключения в весеннем лесу»
в группе компенсирующей направленности
для детей от 5 до 6 лет
Подготовила:
Казакова Наталья Викторовна
воспитатель первой
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Приключения в весеннем лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
квалификационной категории
МДОАУ № 116 г. Оренбурга
2020 г
Тема: «Приключения в весеннем лесу»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Обучающие задачи: закрепить знания о диких животных, птицах, расширить представления об образе жизни лесных зверей, сравнить среду обитания животных; закрепить умения пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Развивающие задачи : способствовать развитию познавательной активности; развивать коммуникативные навыки, умение доводить начатое до конца; развивать речь, воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, соблюдать правила в играх; создавать условия для развития у детей положительного эмоционального состояния.
Расширить и активизировать словарный запас: машинист.
Приемы руководства деятельностью детей в занятии :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ фотографий животных, комментирование, использование схем, комментирование, пояснения, игровая деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения занятия :
Оборудование для занятия : письмо; числовой поезд; фотографии животных, птиц; разрезные картинки; скворечник, кормушка; картинки воздушного, наземного и водного транспорта; мяч; макеты деревьев; звукозапись «Голоса птиц», песенка «Мы едем, едем…», мелодия «Весна».
Виды детской деятельности в занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Ожидаемые результаты:
- сформированы знания о диких животных, птицах и насекомых,
- расширены представления об образе жизни лесных зверей,
- закреплены знания в счете,
- развито умение доводить начатое до конца, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками,
- вырос интерес к миру природы
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок активно участвует в выполнении поставленных задач на протяжении всех этапов.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Сопереживает.
4. Эмоционально реагирует.
5. Проявляет волевое усилие.
6. Аргументирует самооценку.
7. Действует по правилам
Интеграция образовательных областей:
Области Решаемые задачи
Познавательное развитие Развивать познавательный интерес детей, развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность;
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Социально – коммуникативное развитие Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им сами.
Побуждать желание откликаться на просьбу о сотрудничестве. Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднении обращаться ко взрослому за помощью.
Развивать игровую деятельность.
Речевое развитие Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами)
Приобщать к словесному искусству.
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Развивать устную речь детей. Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Художественно-эстетическое развитие Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Развивать у детей индивидуальное самовыражение.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
План занятия :
1. Вводная часть (6 мин)
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть (17 мин)
Лес
Игра «Запрещается – разрешается
Загадки «Кто живёт в лесу»
Игра «Собери картинку»
Игра «Что не так».
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Конструирование «Тюльпан»
3. Заключительная часть (2 мин)
Анализ результатов деятельности:
Сопоставление результата с целью
Подведение итогов:
Обобщение полученных знаний.
Оценка своих возможностей и результатов
Длительность – 25 мин.
Ход занятия:
Части занятия Содержание Области
Вводная часть
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели. Звучит музыка «Весна»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года идет речь?
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. (Это весна)
Воспитатель: - А после какого времени года наступает весна? (после зимы)
- С какого месяца начинается весна? (март)
- Какой сейчас месяц? (апрель)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
- Назовите приметы весны? (Солнце пригревает, растаял снег, появились ручейки, прилетают птицы, дует теплый ветерок, люди сняли теплую одежду).
Воспитатель: Молодцы, все правильно!
Стук в дверь, заносят письмо
Ой, ребята! Что это?
Вот конверт, большой и желтый,
Как же нас конверт нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
От куда пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
(открываем письмо, собираем пазл ЛЕС)
Воспитатель: Нас приглашают отправиться в весенний лес. Но прежде чем отправиться в путь, надо определить, на чём люди могут путешествовать?
- Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный, подводный, подземный)
Игра «Летает, ездит, плавает»
(летает –руки в стороны, ездит –изображаем водителя с рулём, плавает –вращение рук вперёд)
Воспитатель показывает транспорт, а дети выполняют движения.
Воспитатель: - Молодцы, справились все.
-А чтобы узнать на чё м мы поедем отгадайте загадку:
Он по рельсам быстро мчал-
Шпалы все пересчитал (поезд).
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Чтобы быстро добраться мы поедем на поезде.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие нужно приобрести билеты на этот поезд. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты.
Дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде». (ребенок у которого попалась цифра 1 - машинист)
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…». Речевое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Основная часть
Лес
Игра «Запрещается – разрешается
Загадки «Кто живёт в лесу»
Игра «Собери картинку»
Игра «Что не так».
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Конструирование «Тюльпан» Воспитатель: - Ребята выходите из вагонов. Посмотрите, куда мы с вами приехали?
Стоят деверья
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес? (Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме)
-Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им.
Игра «Запрещается - разрешается» Работа с карточками.
Воспитатель показывает карточки, а дети отвечают.
Запрещается: рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить.
Разрешается: дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, слушать пение птиц, ходить по тропинкам.
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно назвали правила поведения в лесу.
Воспитатель: - А кто же живёт в этом лесу, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
В одежде богатой, а сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ежик)
Воспитатель: - Молодцы ребята. Правильно все отгадали.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в следующую игру
Игра «Собери картинку»
- А сейчас присядьте за столы и откройте конверты.
-Что там лежит? (картинка, поделённая на части - пазл).
-Чтобы узнать какое животное изображено у вас - надо картинку собрать.
Индивидуальная самостоятельная работа детей с карточками.
-А теперь по порядку назовите своих животных.
-Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)
- А почему они так называются? (потому что живут в лесу)
Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: У меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». (с мячом) Найдите ошибку, скажите правильно.
- У волка – лисята.
- У лисы – медвежата.
- У ежа – бельчата.
- У зайца - медвежата
- Молодцы, и с этим справились.
Воспитатель: Ребята, тихо, а чьи это голоса слышны? (звукозапись)
Дети: Птиц.
Воспитатель: - Весной оживает вся природа и прилетают птицы. Откуда они прилетают? (Птицы прилетели из теплых стран)
- Как называют этих птиц? (Это перелетные птицы)
- А которые остаются зимовать, как называют? (Зимующие)
На доске иллюстрации с птицами.
Воспитатель просит ребёнка назвать птицу и сказать, какая она по счёту.
Воспитатель: Молодцы! Все верно ответили.
Следующее задание - зимующих птиц посадить на кормушку, а перелётных- в скворечник.
Дети выполняют задание самостоятельно, а воспитатель контролирует.
- Сколько всего птиц? (7)
- Сколько перелётных птиц, назовите их.
-Сколько зимующих птиц, назовите их.
Воспитатель: - А что еще оживает в весеннем лесу (Растения, насекомые).
Чтобы в нашем лесу было ещё красивее. Давайте украсим полянку весенними цветами. Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции, и тогда мы увидим, что у нас получится.
Воспитатель: - Возьмите цветной лист бумаги. Какой он формы? (Это квадрат)
- Докажите, что это квадрат. (У этой фигуры 4 стороны, 4 угла. Все стороны равны, значит, это квадрат)
- Правильно. Давайте Превратим свой квадрат в треугольник.
Перегибаем квадрат по диагонали пополам, совмещая углы и стороны.
- Прогладьте пальчиком сгиб. Положите перед собой так, как у меня.
Треугольник располагаем длинной стороной вниз.
- Что за фигура у нас получилась? (Треугольник, потому что у него 3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
- Поставьте указательный пальчик левой руки на середину длинной стороны треугольника.
- Поднимите острый уголок вверх и немного в сторону, прогладьте пальчиком сгиб.
- Теперь поднимите второй острый уголок также вверх и немного в сторону, прогладьте.
- Что у нас получилось? (Тюльпаны)
- Давайте приклеим тюльпаны к готовым цветоножкам на нашу полянку.
Молодцы ребята, какие красивые цветы у нас получились.
Как красиво стало в нашем лесу. Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия Воспитатель : Интересное путешествие в лес у нас получилось? Но нам пора возвращаться, наш поезд должен отправиться в обратный путь, занимайте свои места. (дети садятся, играет музыка)
Вот мы и дома, в нашей группе.
Где мы с вами сегодня были? Понравилось ли вам наше путешествие? Кого мы там встретили? Кто лучше всех работал на занятии?
Мне очень понравилось, как вы сегодня себя проявили: были умными, ловкими, находчивыми и сообразительными, любознательными и не боялись трудностей.
А жители леса приготовили для вас сюрприз
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие