Хаустова Елена
Конспект занятия в ОО «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.
2. Формировать у детей представление о понятии «фантазия». Развивать умение фантазировать. Упражнять в координации речи с движениями.
Публикация «Конспект занятия в ОО „Речевое развитие“ для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну слов“» размещена в разделах
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность. Развивать эмоциональную сферу детей.
Материалы:
1. Аудиозаписи: «Волшебная» музыка; звуки реки, едущего поезда, скачущей лошади; «Облака – белогривые лошадки».
2. Раздаточный материал: камешки округлой формы, «волшебные» ключики, фломастеры.
3. Солнце, река, корзина, конфетти. Панно в виде домика с демонстрационными предметными картинками (спортинвентарь).
Оборудование: Магнитофон, мольберт.
Словарная работа : Фантазия. Солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее. Облака. Небо: голубое, бездонное. Река: течет, журчит, плывет, шумит, бурлит. Улыбка; добрый, нежный, прекрасный.
Предварительная работа:
1. Массаж лица.
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
3. Физкультминутка.
4. Дыхательная гимнастика.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в волшебную Страну слов.
Так как эта страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете? (Ответы детей).
Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.
Итак, в волшебную страну слов мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит «волшебная» музыка).
Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Внизу простираются леса и поля, мы слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке. (Дети идут по тропинке).
Чтобы узнать, куда нас привела тропинка, вы должны отгадать мою загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Догадались? Это… (Солнце)
Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.
Массаж лица
Личико солнце согрело,
Потеплело, потеплело.
(Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей).
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
(Медленно тянут руки вверх, улыбаются).
Как можно сказать о солнышке? Какое оно? (Ответы детей).
Давайте с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко, солнышко, погуляй у речки.
(Дети встают в круг, шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу).
Солнышко, солнышко, разбросай колечки!
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем, золоченые возьмем.
(Выполняют хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем…
(Круговыми движениями трут ладонью о ладонь)
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
- Молодцы! Дальше мы поедем на поезде. (Звучит музыка едущего поезда).
- Давайте представим, что мы оказались на сказочном летнем лугу.
- Посмотрите на небо. А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?
- Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите. (Звучит аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки»).
Как быстро по небу бегут облака.
Похоже одно на Конька – горбунка.
Другое распахнуто, словно пальто.
А третье – похоже не знаю на что.
- А вы когда-нибудь видели облака на самом деле? На что или на кого они были похожи? (Рассказы детей).
- Отдохнули? Тогда продолжим наше путешествие по волшебной стране слов. Теперь мы поскачем на лошадках. (Звучат звуки скачущих лошадей).
- Ребята, сюда! Я вижу чей-то домик! В этом домике живут слова. (Демонстрация панно в виде домика с предметными картинками).
- Назовите их. (Ответы детей).
- Скажите, что общего у этих слов? Как эти слова можно назвать одним словом?
- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему?
- А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда!
Играем в слово!
- Найдите слова на небе, прохлопайте и определите, из скольких частей состоят.
- Теперь найдите слова на земле и также прохлопайте их. (Дети выполняют).
- Какие интересные слова! Молодцы!
- Ребята, слышите? (Звучат звуки реки).
- Что это? (Речка).
- Скажите, что делает река? (течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит).
- Молодцы! Много слов назвали.
- А теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Физкультминутка
Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется река.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда. (Имитация движений пловца).
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой. (Имитация махов крыльями).
Наконец она садится
На корягу под водой. (Медленное приседание).
А теперь глубокий вдох –
И садимся на песок. (Сесть на ковер).
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть – погуляем. (Ходьба на месте).
- Как вы думаете, кто может жить в сказочной реке волшебной страны? (Рыбы, русалка, водяной, кикимора)
- Я предлагаю вам нарисовать этих обитателей сказочной реки.
(Дети рисуют на ватмане – «реке»).
- Сказочные рыбы любят улыбаться. Давайте пофантазируем, какие у них улыбки
Если это рыбка – у неё улыбка,
Если это рыбочка – у неё…., (Улыбочка).
Если это рыба – у неё, (Улыба).
Если это рыбина – у неё, (Улыбина0.
Если это рыбище – у неё… (Улыбище).
Мы с вами придумали интересную игру, которую можно назвать «Фантазеры».
Хотите еще поиграть в эту игру?
Если это лиса – у нее коса,
Если это лисица – у нее, (Косица).
Если это лисонька – у нее, (Косисонька,
Если это лисенок – у него… (Косенок).
Дует теплый ветерок,
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова,
Слова любви, слова добра.
(Воспитатель берет корзинку с конфетти)
- Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.
(Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова»).
Дыхательная гимнастика
- А кузовок-то мой волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие : вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот. (Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней).
Подведение итогов
- Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза.
Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
(Дети делятся своими впечатлениями).
- Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам ключики от волшебной «Страны слов» : они разного цвета. Кому сегодня было интересно, он узнал много нового – возьмите зелёный ключик. Кто испытывал сегодня небольшие затруднения, возьмёт жёлтый ключик. Возьмите эти волшебные ключи и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё много новых и добрых слов. (Звучит «волшебная» музыка).