Каменская Екатерина Викторовна
Конспект занятия НОД с использованием метода наглядного моделирования в процессе речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Составление предложений по мнемотаблице и объединение их в рассказ.
Цель:
Коррекционно-образовательные: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда». Обучение составлению рассказа по картине по плану представленному мнемотаблицами. Обеспечение целостного восприятия картины. Преобразование абстрактных символов в образы. Уточнение разницы между действиями «ставить» и «класть».
Публикация «Конспект занятия НОД с использованием метода наглядного моделирования в процессе речи дошкольников» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. Коррекционно-воспитательные: Воспитание самостоятельности, активности, способности к сопереживанию. Уточнение и расширение представлений об этикете.
Оборудование: картинки с изображением посуды, картина «Мы дежурим», схема последовательности накрытия стола, мнемотаблицы предложений.
Предварительная работа:
• Наблюдение за работой дежурных.
• Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого детям. После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки.
• Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом.
Ход занятия:
I. Часть. 1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона. Загадывание загадок о посуде.
1. На столе стою всегда. Хлеб кладут в меня не зря.
А ещё люблю печенье, пряники и сухари.
К супу вкусен хлеб душистый, к чаю пряники бери. (Хлебница)
2. Наколоть ей просто мясо и котлеты,
Макароны накрутить справиться с омлетом. (Вилка)
3. Я пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
4. По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едой отправляю в рот. (Ложка)
5. Лапкой котик вытер ротик.
Ну, а детки, ну, а детки вытирают рот. (Салфеткой).
6. Она бывает глубока, она бывает мелка. Однако, это не река. (Тарелка)
7. Из фарфора, с затейливым узором,
Золотой ободок, ручка тонкий завиток.
И кефир и молоко пьются из неё легко. (Чашка)
8. Хрустальная птица боится разбиться.
Стоит на столе. Играет солнце в хрустале.
А салфеток хвост ярок, марок, пёстр. (Салфетница)
2. Сообщение темы занятия.
Уточняется разница между действиями ставить и класть.
Обучение составлению рассказа по схеме (мнемотаблице)
3. Дидактическое упражнение: «Слышу-хлопаю»
Задание: хлопни в ладоши, когда услышишь название посуды.
Логопед читает стихотворение: Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим.
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
4. Обсуждение, услышанного стихотворения. (Предположительные ответы детей в скобках)
- Про кого говорится в стихотворении? (про дежурных, про детей, которые дежурят.)
- Что необходимо сделать дежурным перед тем, как накрыть стол? (вымыть руки, одеть фартук и колпак.)
- Про что, или о чем говорится в стихотворении? (про сервировку стола.)
- Что можно ставить на стол? (на стол можно ставить ….вазу, тарелки, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, салатницу.)
- Что можно класть на стол? (на стол можно класть ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т. п.)
Задание: После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки. При этом, ребенком осмысливается взаимосвязь событий.
4. Физминутка - игра: «Посудка»
(Тот ребенок перед которым карточка посуды показывает, а другие дети повторяют.)
• Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник. Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик.
• Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки. Приседают, одна рука на поясе.
• Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.
• Вот серебряные ложки. Потягиваются, руки вверх.
• Вот пластмассовый поднос
• Он посуду нам принёс. Руки сомкнуть над головой, делают большой круг.
II. Часть. Составление предложений и объединение их в рассказ.
5. Логопед раздаёт мнемотаблицы, дети составляют предложения. Карточки выкладываются на доске, в последовательности рассказа.
(«Я ставлю тарелку на стол».)
(«Я ставлю чашку на стол».)
(«Я ставлю салфетницу на стол».)
(«Я кладу ложку на стол».)
(«Я кладу вилку на стол».)
6. Игра: «Так и не так»
Логопед предлогает поиграть, он читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Дети исправляют ошибку. Детям даё тся образец ответа: «Нет, не так: тарелка стоит на столе».
o Салфетница лежит на столе. («Нет, не так : салфетница стоит на столе».)
o Нож стоит на столе. («Нет, не так: нож лежит на столе».)
o Чашка лежит на столе. («Нет, не так: чашка стоит на столе».)
o Ложка стоит на столе. («Нет, не так: ложка лежит на столе».)
o Тарелка лежит на столе. («Нет, не так: тарелка стоит на столе».)
7. Логопед помещает на мольберт картину «Мы дежурим».
Логопед. Это картина «Мы дежурим». Как вы думаете, почему она так называется? (На картине нарисованы дети. Они накрывают на стол. Дети дежурят по столовой. Это дежурные.)
Логопед. Расскажите о дежурных, которые накрывают на стол. Что необходимо сделать перед тем, как накрыть стол? (Мальчик и девочка дежурят. Они моют руки. Дежурные одевают фартуки и колпаки.)
Логопед. Что они держат в руках? (Мальчик держит в руках ложку.)
Логопед. Что они уже поставили на стол? (Они поставили хлебницу со свежим хлебом. Они поставили чашки с блюдцами. На столе стоят чашки, блюдца, тарелка, хлебница.)
Логопед. Какое настроение будет у людей, которые сядут за стол? (У детей будет радостное настроение.)
III. Часть. Итог занятия.
8. Организация окончания занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед. О чем мы говорили сегодня? Чем занимались? (Мы говорили о посуде, составляли рассказ по картине, делали пальчиковую гимнастику, слушали стихи.)
Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.