Татьяна Трушкина
Конспект занятия «Необыкновенная «одежда» березы» в подготовительной группе для 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: закреплять и обобщать знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы – берестой : внешним видом, строением, порошкообразным веществом – бетулином, придающим березе белый цвет; дать детям знания о том, что живые клетки стволов берез дышат при помощи чечевичек. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности. Способствовать эмоциональному восприятию живых существ - деревьев.
Публикация «Конспект занятия „Необыкновенная „одежда“ березы“ в подготовительной группе для 6–7 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: лупы, береста, лоскутки черной ткани, карты-схемы, поделки из бересты.
Словарная работа: береста, слоистый, бетулин, чечевички.
Предварительная работа: серия наблюдений за деревом в разное время года, в разную погоду, рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Заучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о березе. Чтение познавательной и энциклопедической литературы.
Ход занятия.
Загадываю детям загадку.
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой.
-О чем загадка? Правильно, о березе. Почти целый год мы ходили в гости к нашему дереву. Давайте расскажем, что мы знаем о березе.
Рассказ по картам схемам:
Береза - это древесное растение. Выделяет кислород. Растет до 3-го этажа леса. Лиственное растение. Не хвойное. Осенью листья опадают. Цветет не цветами, а сережками. Размножается семенами. Крона образуется от середины растения. Требует много света. Лекарственное растение.
- Какое имя мы дали нашему дереву? (Белоснежка).
- За что же береза получила такое красивое имя? (Высказывания детей).
- В природе больше нет деревьев с такое белой корой. Как называется верхний слой коры березы? (Береста).
- Возьмите кусочки бересты и рассмотрите их под лупой. На что похожа береста? (Высказывания детей).
Почему же береста белого цвета? (Предположения детей).
Обобщить их высказывания: мне береста березы напоминает
- А почему она белого цвета мы с вами сейчас и узнаем. Возьмите кусочки ткани и потрите ими бересту.
- Что же вы увидели на ткани? (Остался белый след как от мела).
- Березовая кора пропитана особым белым веществом – бетулином. Красивое название. Давайте все вместе произнесем это слово. У других деревьев такого вещества нет. Как известно, белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Бетулин помогает выжить березе ранней весной. В это время солнце днем уже пригревает, а ночью еще бывают морозы. От резких перепадов температуры у многих деревьев с темной корой появляются трещины.
- А что еще мы видим на бересте? (Черные поперечные отметины).
- А знаете, у этих черных отметин есть название – чечевички. Вот какое ласковое слово. Давайте все вместе ласково произнесем его.
- С помощью чего дышит человек? (С помощью легких).
- При помощи чего дышат деревья? (При помощи листьев).
- А вот береза дышит не только с помощью листьев, но еще и при помощи. (показ рукой на черные отметины) чечевичек.
Через них проходит воздух, которым дышат стволы берез. Для этого и нужны черные отметины.
Физкультминутка.
Прогулка в лесу.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погулял!
И немножечко устали!
- Возьмите еще раз в руки бересту, потрогайте ее на ощупь. Что она может напоминать вам? На что похожа? (На бумагу)
- Давным-давно, когда не было бумаги, люди писали на бересте. До сих пор в некоторых музеях сохранились берестяные грамоты (Показ иллюстрации).
Из бересты даже делали посуду. И в наше время из бересты делают сувениры, шкатулки, музыкальные инструменты, плетут корзины, и рисуют картины.
Показ поделок из бересты, иллюстраций.
- Но можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев? «Раздетая» береза вряд ли выживет.
- Можно ли бересту назвать защитницей березы? (Береста – это защитный покров дерева).
- Какие красивые слова можно подобрать для березы? (Белоствольная, белолицая, белокорая, кудрявая)
- Белоствольная красавица-береза стала символом России, любви к Родине. Сколько песен, стихов сложено о березе. Давайте прочитаем некоторые из них.
В. Степнов
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
В. Рождественский «Березка»
Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
- Какие пословицы, поговорки и народные приметы о берез вы знаете?
- Береза не угроза : где стоит, там и шумит.
- Бела береста – да деготь черен.
- Для врага и береза угроза.
- Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
- Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
- И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
- Березой обогреешься, но не оденешься.
- Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали о нашем дереве? (Высказывания детей)