Ковалева Антонина Ивановна
Комплексное занятие в подготовительной группе «Березы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цели: Расширить представления детей о родном крае, уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; продолжать приобщение детей к духовным ценностям народной культуры, воспитывать уважение к русской природе, любовь к березе – символу России;
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Березы России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных;
Связная речь: закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
Продуктивная работа: изодеятельность (рисование) по схеме рисунка, самостоятельно, без показа воспитателя.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о березе, рассматривание репродукций картин русских художников, прослушивание русской народной песни «Во поле береза стояла», заучивание примет и поговорок, связанных с русской березой.
Планируемые результаты: дети знают и узнают деревья, кустарники, имеют представление о значении березки в жизни русских людей в Древней Руси, знают связанные с ней традиции, знают поговорки и приметы о русской березке, знают стихи о березе. Выполняют рисунок березовой рощи по образцу и по инструкции педагога; эмоционально откликаются на красоту русской природы.
Материалы и оборудование: репродукции картин русских художников; лапоточки из бересты, мяч; альбомные листы; кисти, акварельные краски, карандаши простой и синий.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
1 часть
Ребята, отгадайте загадку, о чем мы сегодня будем говорить:
Белый черным шит сарафан на ней.
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза)
- А какие красивые слова мы скажем о березе, как ее опишем? Какая она бывает наша русская березка? (Игра с мячом)
Приблизительные ответы детей: «белая, красивая, стройная, зеленая, молодая, тонкая, низкая, высокая, тонкоствольная, кудрявая» и т. д.
Дети садятся на места. 2. Рассказ воспитателя о русской березе.
А знаете ли вы, ребята, что наши далекие предки к лесу относились очень бережно? Они были уверены, что природа: деревья и травы, облака и леса – живая, что она может предупреждать об опасности, может грозить наказанием, а может и поощрять. Среди славян ходили легенды про деревья, про травы, и, конечно же, про березу. Природа нашего края очень скромная: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями, как в Африке но зато наши леса славятся липой, которая благоухает по весне; кленом, радующим своим ярким убранством осенью; дубом, который стоит такой могучий и сильный, как настоящий русский богатырь. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
А и действительно, жизнь и судьба каждого русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, у дороги, в поле – где только не растет красавица береза! Знаете, дети, это удивительное дерево. Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Древние славяне считали березу священным деревом, которое несет свет, чистоту, женственность. А еще христиане березу связывали с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновали Троицу. Накануне праздника рубили зеленые березовые ветки, а потом ими украшали церковь и свои жилища. Троицу считали девичьи праздником. В этот день девушки брали с собой угощенье – пироги да ватрушки – и шли к березе, которая им была больше всего по нраву. Там ее украшали лентами, кланялись ей просили исполнить все их желания и водили вокруг нее хороводы.
Звучит песня «Во поле березонька стояла»
Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет.
Вопросы к детям:
1. Какие приметы крестьяне-земледельцы связывали с березой?
-Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
- Если весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.
-Если весной березовый сок невкусный – хлеб уродится на славу.
2. А береза может подсказать какое будет лето?
-Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое.
-Если из березы течет много сока – то лето будет дождливое.
3. А как узнать осенью по березе какая будет весна?
-Если листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу - поздней, а если равномерно – средней.
4. А зиму может береза предсказать?
-Если вначале октября с берез лист не опал - снег ляжет поздно.
Сколько примет о березке! А какие замечательные стихи поэты посвятили русской березе!
Чтение детьми стихов А. Прокофьева, Л. Овсянниковой, С Есенина.
Вопросы к детям:
- На каком дереве две коры вместо одной? (На березе. Сверху кора белая да тонкая, а снизу черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)
-Какой гриб растет под березой? (Подберезовик)
-Как называется кора березы? (Береста)
-Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты (Короба, кузовки, лодки, обувь)
-Почему кору березы очень любят ученые – историки? (Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого или его совсем не было, писали на бересте. До наших времен дошли берестяные грамоты, прочитав которые ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)
- Какое дерево весной может утолить жажду (Береза, ее сок)
- А кто может сказать сколько слогов в слове «береза»?
-Сколько в этом слове гласных звуков? Сколько согласных?
Придумайте, ребята, предложение из трех слов со словом «береза», из 4-х.
Физминутка
Выросла береза в поле, Хорошо расти на воле!
Каждая старается - к небу, солнцу тянется!
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед так березы ветер гнет.
Он их вертит, он крутит. Да когда же отдых будет?
Ветер стих, взошла луна, наступила тишина.
2 часть
Рисование «Березовая роща»
- Береза выделяется и своей белизной, и сережками, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез : и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Рисуем карандашом произвольные вертикальные линии – пусть это будут разные деревья. Сделаем фон тоже карандашом - голубым или синим. Нанесем главное красками отличие березы черточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем красками разного цвета листья вверху и внизу, выбирая краски по своему усмотрению. Рассмотрите образцы – схемы рисунка и, опираясь на них, изобразите березовую рощу.
Итог занятия.
- Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.
О каком дереве мы сегодня беседовали? Что нового узнали о березе?