Сорокина Татьяна
Конспект исследовательского занятия «Бумага и её свойства» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
Задачи:
Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Обогащение словарного запаса картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Публикация «Конспект исследовательского занятия „Бумага и её свойства“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа, материалы для опытов.
Ход занятия:
Вводная часть. Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?
Дети: Да.
Педагог: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок: Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает? Ответ:(Книга)
Педагог: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)
Педагог: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева)
Педагог: бумагу делают тоже из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. Приглашает пройти за столы.
У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага? (Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная)
Педагог: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.
ОПЫТ № 1Педагог берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала педагог берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку через стекло? Потому, что стекло прозрачное. А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, бумага прозрачная? Вывод: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2. Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. - Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком. Мы промокнем? Ребята да. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
-Это второе свойство бумаги. Ребята, бумага промокает?
Вывод: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3. У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас эти две девочки попытаюсь завязать эти кукле Маше.
(Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся).
- Это третье свойство бумаги.
Педагог: Ребята бумага рвется? да
Вывод: Бумага легко рвётся.
Педагог: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие свойства бумаги вы узнали? Ответы детей (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)
- Педагог: А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть:
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Педагог: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу. (Сопровождается показом картинок). В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так : в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
Педагог: А теперь давайте поиграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат коробочки с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой- нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан – стеклянный;
Ложка – металлическая;
Салфетка – бумажная;
Дощечка – деревянная.
Заключительная часть:
Педагог – Из какого материала сделан буратино? Ответы детей (из дерева)
Какая бывает бумага на ощупь (шершавая, гладкая, мокрая)
- Какими свойствами обладает бумага? (Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная).
Рефлексия педагог отмечает работу и ответы детей, раздаёт им сюрпризы. Старичок-Лесовичок угощает всех детей конфетами и прощается с детьми.