Виктория Булдык
Конспект занятия на тему «Забота о здоровье. Правила личной гигиены»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Забота о здоровье. Правила личной гигиены
Задачи:
1. Формировать представления о необходимости заботы о собственном здоровье, об основных компонентах здорового образа жизни; обогащать и закреплять представления о правилах и предметах личной гигиены; формировать гигиенические навыки: мытье рук, чистка зубов;
2. Развивать операции мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение); развивать лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи; развивать зрительное восприятие, внимание, память; развивать зрительно-моторную координацию;
3. Воспитывать желание заботиться о собственном здоровье.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: набор сюжетных картинок «Чтобы быть здоровым»; картинки с изображением грязного и чистого ребенка; набор сюжетных картинок «Как животные приводят себя в порядок»; конверт с письмом, коробка-посылка с набором предметов личной гигиены (мыло, зубная щетка, мочалка, расческа, носовой платок, полотенце); 2 корзины красного и зеленого цвета, мешочек с предметами личной гигиены; индивидуальные карточки «Что с чем дружит», простые карандаши по количеству учащихся; расчески с кусочками ваты между зубцами, зубные щетки по количеству учащихся; набор сюжетных картинок «Последовательность мытья рук»; сигнальные карточки красного и зеленого цвета по количеству учащихся; бумажные носовые платочки по количеству учащихся.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Психологический настрой «Здоровые дети»
- Ребята, давайте успокоимся, настроимся хорошо заниматься. Все готовы? Тогда давайте начнем наш урок.
- А чтобы наш урок прошёл весело и интересно, давайте поделимся друг с другом хорошим настроением. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Давайте посмотрим друг на дружку и подумаем, как хорошо, что мы сегодня в это замечательное весеннее утро все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. И мы все - здоровы!
2. Прослушивание фрагмента стихотворения «Мальчик Ох»
- Ребята, послушайте внимательно стихотворение:
Жил на свете мальчик Ох,
Сам собою был неплох.
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.
- Ребята, почему мальчик Ох был слабым, хилым?
- А вы знаете, что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым?
- Вы хотите всегда быть здоровыми?
II. Основная часть
1. Сообщение темы урока
- Быть здоровым – это быть бодрым, веселым, работать с хорошим настроением. Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, как нужно заботиться о своем здоровье, что нужно делать, чтобы никогда не болеть.
2. Беседа «Чтобы быть здоровым»
- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Давайте немного подумаем, что же нам с вами нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье? (Ответы детей)
1) - Чтобы наше здоровье было крепким, очень важно вовремя и правильно питаться (показ сюжетной картинки).
- Не все продукты полезны для здоровья. Как вы думаете, овощи и фрукты – полезные продукты? (да, в них много витаминов) А конфеты, шоколад, различные сладости? (нет)
2) - Также, чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня (показ сюжетной картинки).
- Скажите, а вы соблюдаете режим дня? Сейчас мы это проверим:
• Нужно ли просыпаться каждый день в одно и то же время?
• Нужно ли завтракать в одно и то же время?
• Нужно ли ложиться спать в одно и то же время?
• Нужно ли заниматься на уроках в одно и то же время?
• Нужно ли ежедневно гулять или играть на свежем воздухе?
• Можно ли нарушать свой режим дня?
3) - Еще один наш помощник в сохранении здоровья - это движение (показ сюжетной картинки).
- Нужно чтобы каждый из вас делал по утрам зарядку, больше ходил пешком, играл в подвижные игры, активно занимался на уроках физкультуры, ходил на прогулки, дышал свежим воздухом. Ведь все это укрепляет здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.
4) Ну и, конечно, очень важно для здоровья соблюдать правила личной гигиены (показ сюжетной картинки).
- Именно о правилах личной гигиены мы с вами сегодня поговорим поподробнее.
3. Рассматривание картинок с изображением грязного и чистого ребенка
- Ребята, посмотрите внимательно на этих детей (показ фотографий). Кто из них вам больше нравится? Почему?
- Как можно назвать вот этого мальчика? (неряха, грязнуля)
Кто зубы не моет, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
- А чтобы не стать похожим на этого мальчика, нужно соблюдать правила личной гигиены: мыться, умываться, чистить зубы, расчесываться, подстригать ногти, чистить нос, уши.
4. Беседа по сюжетным картинкам «Как животные приводят себя в порядок»
- Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. Соблюдать правила личной гигиены очень важно. Даже животные об этом знают. Посмотрите на картинки:
• Кошка – вылизывает себя собственным языком. Так она моется, чистит свою шерстку.
• Куры – чистят пёрышки клювом и «моются» песком, пылью.
• Слон - из хобота обливает себя водой.
• Обезьяны – чистят друг другу шерсть.
• Медведи – часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
- А что же должен делать человек, чтобы содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами вспомним, какие же правила личной гигиены должен соблюдать каждый человек.
5. Задания «от Мойдодыра»
1) Письмо от Мойдодыра
– Ребята, я же совсем забыла! Перед началом урока в наш класс передали письмо и посылку. Давайте их вскроем!
«Дорогие наши дети!
Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою!
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу,
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья… Мойдодыр»
2) Загадки Мойдодыра
- Ребята, Мойдодыр узнал, что у нас с вами сегодня такой урок, и решил помочь нам запомнить все правила личной гигиены. Посмотрите, в помощь он прислал вот эту посылку.
- Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки, задачки и к ним отгадки. Постарайтесь их разгадать. Желаю удачи! Ваш Мойдодыр».
- Давайте посмотрим, что же в этой посылке… (педагог открывает коробку)
- Ребята, Мойдодыр прислал вам предметы, которые понадобятся для соблюдения личной гигиены. А к ним прилагаются загадки. Попробуйте их отгадать:
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом… (мыло)
(Педагог достает из коробки мыло и другие предметы личной гигиены по мере отгадывания загадок).
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю (мочалка).
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка).
Возле зеркала на полке
Поселился хитрый ёж.
С ним расчешешь куклу Катю
И косичку заплетёшь.
Станет модною причёска,
Если трудится (расческа).
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый носовой… (платок)
Если в ванной ты собрался
Брызгаться, плескаться,
Мыться в душе, руки мыть,
Шумно умываться,
В мыльной пене полежать
И в воде погреться
Не забудь с собою взять
Большое (полотенце).
- Молодцы! Вы узнали всех друзей Мойдодыра!
3) Игра «Чем я могу поделиться»
- Ребята, предметы личной гигиены должны принадлежать только одному человеку, пользоваться чужими строго запрещается. Но некоторыми из них могут пользоваться все члены семьи.
- Сейчас предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нем находятся предметы гигиены. А на столе две коробочки красного и зеленого цвета. В коробочку красного цвета будем класть предметы, которые давать другим нельзя, потому что это личные предметы, а в коробочку зеленого цвета - те предметы, которыми могут пользоваться все (играют).
4) Физкультминутка «Чистюли»
Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится? (ходьба по кругу)
Это – я, это – ты,
Это, это, это – мы! (показ движениями рук)
Льется чистая водица. (плавные движения руками сверху вниз)
Мы умеем чисто мыться. (имитация умывания лица)
Пасту белую берем
Крепко щеткой зубы трем, (имитация чистки зубов)
Моем шею, моем уши, (имитация мытья шеи, ушей)
Вытираемся посуше. (имитация вытирания полотенцем)
Мы помылись, как большие, (ходьба на месте с хлопками в ладоши)
Вот мы чистые какие! (руки вверх и в стороны)
5) Игра «Что с чем дружит?»
Детям раздаются индивидуальные карточки-задания.
- Ребята, посмотрите, какие предметы нарисованы на ваших карточках. Назовите их (нос, ногти, волосы, зубы, расческа, носовой платок, ножницы, зубная щетка).
- Некоторые из этих предметов дружат между собой. Нам с вами нужно подобрать к каждому предмету пару и соединить их линией.
- Возьмите простые карандаши. Что нарисовано на первой картинке? (зубы) С каким предметом личной гигиены дружат наши зубки? (зубная щетка) Соедините эти два изображения линией (выполняют).
6) Упражнение «Чистка зубов»
- А вы дружите с зубной щёткой? Почему надо чистить зубы?
- На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому необходимо чистить зубы. Но чистка зубов – это целая наука. Очень важно научиться правильно чистить зубы.
- Сколько раз надо чистить зубы? (два раза в день: утром и вечером)
- Сейчас мы с вами поучимся правильно чистить зубы (педагог раздает детям расчески, между зубцами которых помещены кусочки ваты; зубные щетки).
- Представим, что зубчики расчески – это наши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Попробуем почистить «зубы». Возьмите зубные щетки. Вначале давайте подвигаем ими горизонтально, из стороны в сторону (показ образца выполнения; выполняют).
- Смогли ли мы удалить все «остатки пищи»? (нет)
- Теперь выполним щеткой выметающие движения снизу вверх. (выполняют)
- Посмотрите, зубной налет удален полностью – зубы чистые!
- Так как правильно чистить зубки? Покажите (показывают).
7) Упражнение «Мытье рук»
- Ребята, давайте подумаем, с каким еще предметом личной гигиены дружат наши руки? (мыло)
- В каких случаях надо мыть руки? Запомните следующие правила:
• Вы можете гулять и играть сколько угодно, пачкать руки, но затем необходимо тщательно вымыть их с мылом.
• Обязательно вымойте руки после посещения туалета.
• Не забывайте мыть руки перед едой.
• Вымойте руки после еды, если пальцы запачкались чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.
• Помойте руки перед сном.
- Давайте вспомним, как правильно надо мыть руки (рассматривают и описывают последовательность мытья рук на сюжетных картинках).
- А сейчас проверим, хорошо ли вы все запомнили. Расположите карточки в правильной последовательности (выполняют, комментируют).
6. Игра «Согласен-не согласен»
Детям раздаются сигнальные карточки красного и зеленого цвета.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте еще раз повторим, какие правила личной гигиены мы должны соблюдать.
- Поиграем в игру «Согласен – не согласен». Если вы согласны с тем, что я вам скажу, показывайте зелёную карточку, если не согласны – красную.
• Мыло и вода – настоящие друзья.
• Мыть руки нужно перед едой и после каждого загрязнения.
• Блеск зубам чтобы придать, нужно крем сапожный взять, выдавить полтюбика и почистить зубики.
• Не почистив зубы, спать идти нельзя.
• У каждого человека должна быть своя расчёска.
• Ходить нужно в грязной одежде.
• В кармане должен лежать чистый носовой платок.
• Грызть ногти полезно для здоровья.
• Ногти нужно коротко стричь.
• Чтобы зубы укрепить, надо-надо гвозди грызть.
• Утром встав, не забудь умыться, и перед тем, как спать ложиться.
- По вашим ответам я делаю вывод, что вы все знаете правила личной гигиены и понимаете необходимость выполнения этих правил.
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов
- Поднимите руки, кто всегда будет выполнять правила личной гигиены и следить за своим здоровьем?
- Давайте дадим торжественное обещание:
Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день
Чисто, чисто… (мыться)
А еще два раза в сутки
Обещаю чистить… (зубки)
Ходить чистым и опрятным
Очень, очень… (аккуратным)
2. Рефлексия
- Ребята, вы такие молодцы, все очень хорошо потрудились! А вам понравилось урок?
- Не забыл Мойдодыр и про подарки. За то, что вы так хорошо занимались, он прислал вам всем вот такие бумажные носовые платочки.
(Из коробки педагог достает бумажные носовые платочки, раздает детям).