МААМ-картинки

Конспект занятия на тему: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»

Самборская Елена
Конспект занятия на тему: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Алупкинская санаторная школа-интернат»

Конспект занятия

Тема: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»

Название объединения: Вокальный кружок «Лейся песня»

Педагог: Самборская Елена Викторовна

Возраст детей: 7-9 лет (1гр., 9-11 лет (2гр.)

Алупка

2024

Название объединения: вокальный кружок «Лейся песня»

Педагог: Самборская Елена Викторовна

Тема занятия: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»

Возраст детей: 7-9, 9-11 лет

Тема урока: Ритм. Ритмический рисунок в песнях.

Форма проведения: групповая

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: формирование умения ритмически верного вокального звукоизвлечения посредством использования приемов развития чувства метроритма.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с эффективными приемами и способами вокального исполнительства;

- расширять базу и профессиональный кругозор у обучающихся.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей: чувство метроритма, координацию между слухом и голосом, общую музыкальность;

- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

- продолжение развития музыкального слуха;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.

- развивать способность самостоятельно определять необходимость применения тех или иных знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Воспитательные:

- воспитание организованности;

- воспитывать любовь к музыке и желание совершенствовать профессиональное мастерство;

- воспитывать уважительное отношение к мнению сверстников и педагога, толерантность.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Планируемые результаты УУД:

Личностные результаты УУД:

Формирование устойчивого интереса к пению, развитие музыкально-эстетического чувства, реализация творческого потенциала в процессе коллективной и индивидуальной работы, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей, развитие личностных качеств - доброты, чуткости, взаимопонимания.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, учиться работать по предложенному педагогом плану; определять правильность выполненного задания, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свой результат; уметь строить речевые высказывания о музыкальном (вокальном) произведении в устной форме; проявлять творческое начало.

Познавательные действия: познавать возможности своего голоса, уметь самостоятельно определять метроритмические особенности вокальных произведений, уметь проводить простые сравнения и устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между вокальными произведениями и окружающим миром.

Коммуникативные УУД: работать в группе, стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач; уметь выражать свои мысли; уметь слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении.

Психологические условия на уроке:

- создание здоровьесберегающей среды в коллективе

- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

- учёт индивидуальных особенностей;

Оборудование: фортепиано, флеш карта с фонограммой, ноутбук, микрофоны.

Предполагаемый результат:

Ребёнок должен научиться самостоятельно определять метроритмические особенности вокальных произведений, иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, к песне, уметь исполнить её в правильном римте.

План занятия:

I.Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся-5 мин.

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка-2 мин.

Вокальные упражнения-3 мин.

Работа над произведением-25 мин.

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)-3 мин.

Домашнее задание-2 мин.

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького исполнителя – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, чувством ритма, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений и развитию музыкального слуха.

ХОД УРОКА

I Организационный этап.

Приветствие учащихся, подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Тема урока. Постановка цели и задач урока.

Опираясь на наглядное пособие «Часы», я задаю вопрос:

- Ребята, каким образом с помощью часов мы узнаем точное время? Что помогает не сбиться часам и всегда четко отсчитывать секунды и минуты?

Всё в нашей жизни подчинено размеренной пульсации с определённой длительностью. Какие примеры такой пульсации вы можете привести?

(Ответы, рассуждения учащихся.)

- Например, сердце бьётся с практически равными промежутками времени. Давайте с вами найдем, где на нашей руке бьется пульс, и посчитаем количество ударов за 20 секунд.

В музыке также всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом.

Эта пульсация в музыке называется метром.

Можно сказать что метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не слышим, но слышим, как пульсирует музыка, на нём основанная.

- Ребята, есть такое устройство, которое называется «метроном». Оно помогает музыканту не сбиться с темпа во время исполнения произведения. Попробуйте хлопками обозначить удары метронома. Как еще можно обозначить? (Шагом) А теперь давайте попробуем сами сочинить какой-нибудь несложный ритм.

Каждый удар – шаг метра называется долей. Доли бывают сильные и слабые.

Чередование долей называется ритмом.

- Ребята, скажите, что является главным при исполнении вокального произведения? (Ответы, рассуждения учащихся. В процессе ответов используется активный метод обучения «Передай другому», который заключается в том, что учащийся, ответивший на вопрос, передает право ответа следующему (необходимо назвать имя). Метод служит целям коммуникации, установления товарищеских связей, развивает сотрудничество, способствует сплочению коллектива). Конечно, вы все правы, но для того, чтобы исполнение было правильным и цельным, необходимо точно повторять ритмический рисунок произведения, ведь если мы не точны в ритме, то ошибаемся в интонации и теряем возможность довести до слушателя основную мысль и характер произведения. Ведь вы хотите, чтобы слушателям понравилось ваше исполнение?

(Ответы учащихся)

-И, конечно, нам самим должно нравиться то, что мы поем. Поэтому мы должны научиться точно повторять ритмический рисунок произведения.

Ответы учащихся, в процессе которых мы приходим к выводам о том, что с помощью равномерной пульсации в музыке мы можем более точно и качественно исполнить музыкальное произведение, показать его особенности и динамику. Дети прощупывают пульс, считают количество ударов.

Сегодня мы с вами продолжим работать над песнями («Наши мамы»-1 группа, («Ох, уж, эта школа.», «Выбирай» - 2 группа). Исполнять эти произведения помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

(Ответ учащихся-распеться.)

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в ансамбле.

Приступим к первому этапу –

II Основная часть.

Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Н. Стрельниковой.)

- Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Упражнения с фортепиано.

Артикуляционная гимнастика.

Распевание:

— на 7 звуках (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

— на 7 звуках-(«ма, мо,му,мэ,ми») - развитие одинакового звукообразования.

- на 7 звуках- («ми-я-ми-я»)

До ре ми фа соль фа ми ре до, до соль до— пять звуков постепенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто). -контраст нюансов (форте и пиано).

Пение гаммы (до-мажор) - развитие длины дыхания, чёткой дикции. Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять.

Работа с песнями по списку:

- беседа о характере, настроении песни;

- прохлопывание ритма куплета

- работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

- проговаривание текста,

- отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только исполнение песни, вы должны применять певческие навыки:

— исполнение фраз на одном дыхании;

— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

— соединение фраз в предложения;

— брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху».

—не выделяться из ансамбля.

— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Заключительная часть.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Вопросы:

-Сегодня мы с вами поработали над песнями.

-Как вы думаете, все ли у нас получилось? (Дети отвечают.)

-Как их нужно исполнять?

-Какие ошибки вы услышали сегодня?

Ответы:

- Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, удерживаться в точном ритме произведения, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение.

-Ошибки: не четкое проговаривание текстовых слов в песнях, волнообразное интонирование, выкрикивание звуков в работе с микрофонами у некоторых детей.

Задание на дом:

Доучить тексты песен. Работать над дикцией в текстах дома перед зеркалом. Слушать аудио-запись всех песенных произведений.

Список источников информации и иллюстраций.

1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

2. Варламов А. Полная школа пения. М., 1989.

3. Варламов А. Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008.

4. Дмитриев А. Основы вокальной методики. - Москва. Музыка. 1968

5. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца. - Москва. Музгиз. 1964.

6. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.

Сайты в интернете.

1. http://www.rockvocal.com

2. http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html

3. http://www.startvocal.ru

4. http://www.musicforums.ru/vocal

5. http://www.100 vocalistov.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зренияКонспект занятия «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке «Рисунок солдату» в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения. Цель:.

Рисунок пластилином на тему «Ранняя весна»Рисунок пластилином на тему «Ранняя весна» Фотоотчёт по пластилинографии «Рисунок пластилином на тему ранняя весна». Цель: Создание весеннего пейзажа в технике пластилинография.

Использование атрибутов «Звенящие капельки» в играх и песняхИспользование атрибутов «Звенящие капельки» в играх и песнях Использование атрибутов «Звенящие капельки» в играх и песнях. Цель: Способствовать позитивному настроению и творческому проявлению детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»
Опубликовано: 18 декабря 2024 в 00:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия на тему: «Ритм. Ритмический рисунок в песнях.»» (включая файлы) размещена пользователем Самборская Елена (УИ 2348200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД