Елена Яковенко
Конспект итогового открытого музыкального занятия «Ритм без границ» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового открытого музыкального занятия «Ритм без границ»
Конспект итогового открытого музыкального занятия с детьми старшей группы
по теме: «Ритм без границ»
«Художественно-эстетическое развитие», «Музыка»
Публикация «Конспект итогового открытого музыкального занятия „Ритм без границ“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Цель – вызвать интерес к музыкальной деятельности, гармонизировать детско-родительские отношения, используя современные музыкально–игровые технологи.
Задачи
Образовательные:
Обогащать музыкальные впечатления детей.
Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
Формировать у детей способность активно переживать музыку, чувствовать музыкальный ритм и точно его воспроизводить.
Продолжать знакомить участников мероприятия с инновационной деятельностью.
Развивающие:
развивать у детей:
- музыкальный, тембровый слух, ритмическое и темповое восприятие, внимание, подвижность артикуляционного аппарата, координацию движений;
- навыки ансамблевой игры на шумовых инструментах.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к музыке, самостоятельность, активность и коммуникативные качества.
Ход занятия
Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги! Тема сегодняшнего открытого занятия: «Ритм без границ» по развитию музыкально–ритмических способностей у детей через инновационные ритмо-техники.
Ритм – один из основополагающих элементов музыки. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Любой вид музыкальной деятельности развивает чувство ритма у дошкольника. Новый поиск приемов по решению этой важной задачи через социальные сети позволил перенять опыт коллег.
На этом открытом занятии дети продемонстрируют игры и упражнения, с применением ритмо-техники Body percussion, нейроритмики, активного слушания. Я рекомендую применять их не только на музыкальных занятиях и в режимных моментах, но и дома, в кругу семьи.
Музыкальное направление Body percussion (дословный перевод с английского – «тело-барабан») – это техника владения своим телом, как музыкальным инструментом с элементами танца. Она помогает не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает музыкальность, снимает стресс и налаживает связь ума с телом. Body Percussion сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности и включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. В мировой практике используют аббревиатуру BAPNE. B – биомеханика, А – анатомия, P – физиология, N – неврология и E – этномузыковедение.
Развивая множественный интеллект через воздействие на тело с помощью музыки, ритма, образа, отмечаются изменения с терапевтическим эффектом.
В методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа звуко-двигательные элементы имеют широкое применение и получили общее название как «звучащие жесты». Звучащие жесты – это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом сопровождающим пение или музыкальное произведение.
Коммуникативные ритмические игры–приветствия – это игры с музыкальным сопровождение и без него, которые помогают детям настроиться на совместную групповую деятельность, овладеть начальными навыками культуры общения, в частности разными формами приветствия, развивать эмоциональную отзывчивость и чувство ритма, формировать хорошую дикцию и артикуляцию.
Что такое игры Stop And Go (Стоп Энд Го? По сути это игры для активных детей, основная функция которых – привлечение внимания ребенка. Эти игры идеальны для детей, которые пока не готовы слушать родителей или музыку (в силу возраста или темперамента). Такие игры развивают координацию движений, слуховое внимание, коммуникативные навыки, фантазию и воображение, а так же хорошо акцентируют внимание: ребенок танцует под музыку, а когда она затихает – останавливается.
Для дошкольников гимнастика мозга очень важна, т. к. она дает возможность решить массу конкретных задач, а не только синхронизировать работу двух полушарий.
Музыкальная нейроритмика – это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а так же развитию творческих способностей. Принцип проведения нейроритмики – это взаимосвязь музыки, движения и речи. Нейроритмика включает игры телесного пространства, работу над чувством ритма, развитием координации. Основной фактор эффективности - положительная атмосфера. Упражнения вызывают у детей чувства радости, пробуждают интерес к выполнению заданий. Благодаря этому повышается подвижность мышления, стабилизируется психологическое состояние. Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, слухового восприятия, зрительной и моторной памяти.
Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, улучшают зрительно–моторную координацию, формируют пространственную ориентировку.
В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткое ритмическое исполнительство активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.
Сегодня вы увидите и услышите, как слушание музыки происходит в нетрадиционной форме. Одной из форм современной развивающей технологии метроритмической работы является активное слушание музыки. Активное слушание музыки – это активное проживание музыки через действия. Восприятие музыки через активное слушание активизирует переживания детей и развивает понимание особенностей музыкального языка, помогает выразить услышанное через движения и способствует запоминанию и узнаванию прослушанных произведений.
Практическая часть
Все предложенные игры я использую на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, что позволяет развивать речь, музыкально–творческие способности, усваивать элементарные музыкальные знания, создавать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения.
Звучит музыка, дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Рада видеть я, друзья, всех вас,
В музыкальном зале,
На занятии, в этот час!
Какой сегодня прекрасный день! Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости – воспитатели детского сада и ваши родители. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своим хорошим настроением, улыбнулись гостям, а друг друга поприветствовали песней.
Музыкальная коммуникативная нейроритмическая игра–приветствие
«Всем большой, большой привет!» (польская круговая Роба Эмчина)
Всем большой-большой привет, (игроки, взявшись за руки, ведут с притопами
Мы друг друга рады видеть! хоровод, а водящий идет противоходом)
Будем (шлепок по коленкам)
Петь, (хлопок в ладоши перед собой)
Танцевать, (шлепок по коленкам)
Будем (хлопок в ладоши перед собой)
Весело (шлепок по коленкам)
Играть! (хлопок в ладоши перед собой) (в это время водящий выбирает нового, который выходит в центр куга и задает свой ритмический рисунок, а все игроки его должны повторить вместе с водящим)
Игра повторяется с ускорением
Коммуникативная речевая ритмическая игра
«Семья»
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. (3 хлопка)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. (3 хлопка)
Девочки и мальчиКИ (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «мальчики» на слоге «ки» (1 щелчок пальцами обеих рук над головой)
Прыгают как зайчиКИ, (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «зайчики» на слоге «ки» (1 щелчок пальцами обеих рук над головой)
Дедушки и бабушКИ (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «бабушки» на слоге «ки» хлопок перед собой)
Им пекут оладушКИ! (шлепки по телу обеими руками поочередно (плечи, живот, бедра) (в слове «дедушки» на слоге «ки» хлопок перед собой)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. (3 хлопка)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне левой руки)
Мы играем, (шлепки по внутренней стороне правой руки)
Мы играем (шлепки по внутренней стороне левой руки)
и поем. (3 хлопка)
Мамочка и я, (шлепки обеими руками, поочередно по противоположным плечам (руки скрещены)
Папочка и я, (шлепки обеими руками, поочередно по противоположным плечам)
Вот какая дружная у нас (шлепки обеими руками, поочередно по внутренней стороне бедер)
Семья! (2 притопа)
Речевая ритмическая игра
«Бутерброд» (лепим бутерброд)
Что такое бутерброд? (вытянуть руки перед собой впереди, сложить ладони одна над другой)
Это на (ладонь сверху)
А это под! (ладонь снизу, хлопок)
Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (соединять большой палец по очереди с остальными, начиная с мизинца)
И сыр, (перед собой раскрыть ладошки, растопырив пальцы рук)
И кусочки колбасы. (руки согнуты в локтях, ладони перед собой, поочередно перебирать пальцами обеих рук)
Только хлеб кладется под (вытянуть левую руку перед собой ладонью вверх)
Получился бутерброд! (вытянуть правую руку перед собой ладонью вниз, хлопок)
Вот! (развести руки в стороны)
Коммуникативная речевая ритмическая игра
«Падишах» (ритмодекламация в парах)
На (хлопок в свои ладоши)
алтайских (хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
на (хлопок в свои ладоши)
горах, (хлопок в ладоши с соседом левой рукой)
Ох! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Ах! (хлопок по бедрам)
Ох! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Ах! (хлопок по бедрам)
Жил (хлопок в свои ладоши)
Великий (хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
Падишах (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом левой рукой)
Ох! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Ах! (хлопок по бедрам)
Ох! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Ах! (хлопок по бедрам)
Захотелось (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
Падишаху (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом левой рукой)
Оху! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аху! (хлопок по бедрам)
Оху! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аху! (хлопок по бедрам)
Съесть (хлопок в свои ладоши)
большую (хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
черепаху (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
Оху! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аху! (хлопок по бедрам)
Оху! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аху! (хлопок по бедрам)
Но (хлопок в свои ладоши)
большая (хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
черепаха (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом левой рукой)
Оха! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аха! (хлопок по бедрам)
Оха! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аха! (хлопок по бедрам)
Укусила (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом правой рукой)
падишаха (хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с соседом левой рукой)
Оха! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аха! (хлопок по бедрам)
Оха! (руки перекрещиваются на груди, ладошки на плечи)
Аха! (хлопок по бедрам)
(автор неизвестен, считалка относится к дворовому фольклору)
Игра повторяется с ускорением.
Речевая ритмическая игра
«Барабек» К. И. Чуковский
Робин Бобин Барабек (поступательные шлепки ладошками, от бедер до груди, на последний слог хлопок)
Скушал сорок человек, (поступательные шлепки ладошкам вверх, от бедер до груди, на последний слог хлопок)
И (тыльной стороной правой ладони ударить по внешней стороне левой ладони)
корову, (удар правой ладошкой по внутренней стороне локтя левой руки)
и (тыльной стороной левой ладони ударить по внешней стороне правой ладони)
быка, (удар левой ладошкой по внутренней стороне локтя правой руки)
И (тыльной стороной правой ладони ударить по внешней стороне левой ладони)
Кривого (удар правой ладошкой по внутренней стороне локтя левой руки)
мясника. (удар левой ладошкой по внутренней стороне локтя правой руки)
Скушал (шаг правой ногой вправо)
церковь, (хлопок справа)
Скушал (шаг левой ногой влево)
дом (хлопок слева)
И (шаг правой ногой вправо)
кузницу (хлопок справа)
с кузнецом. (шаг левой ногой влево, хлопок)
А потом и говорит: (поступательные шлепки ладошками, от бедер до груди,
«У меня живот болит!» на последний слог хлопок)
Ох! (обеими руками обнять живот)
Игра повторяется с ускорением.
Музыкальная ритмическая игра «Стоп Энд Го»
«Слушаем внимательно» (с родителями)
Нейроигра на стаканах
«Берем-отдаем»
Нейроигра на стаканах
«Слева, справа!» (игроки сидят по кругу за большим столом, перед каждым стакан)
Слева, справа, (шлепки по столу левой, правой ладонью)
Стук по дну (удар по дну стакана правой ладонью и захват)
Вам стакан передаю (передать стакан правой рукой вправо)
Левой я переверну (перевернуть стакан левой рукой от себя, поставить на стол перед собой)
Правой вправо отдаю (правой рукой передать стакан вправо)
Крестик, (скрестить руки на столе, перед своим стаканом)
Крестик (поставить руки на дно стаканов своих друзей справа и слева)
Стук по дну (удар по дну своего стакана правой рукой)
Вам стакан передаю! (передать стакан правой рукой вправо другу)
Игра повторяется с ускорением.
Нейроигра с орешками
«У меня - у соседа, взял - отдал»
Музыкально-ритмическая игра с палочками
«Две лошадки»
Коммуникативная музыкально-ритмическая игра (с шумовыми инструментами)
«Папуас»
Музыкально-ритмическая игра (в парах)
«Веселые палочки»
Кинезиологическое упражнение
«Лоб и плечи» Т. Ермолиной
Музыкальное кинезиологическое упражнение
«Ладонь, кулак, ребро»
Музыкальная ритмическая игра Body percussion
«Повтори движения» (с родителями) (по видеоряду)
Активное слушание
«Галоп комедиантов» Д. Б. Кабалевский
«Кармен» Ж. Бизе Сюита № 2
«Пиццикато» из балета Сильвия Л. Делиб
Рефлексия:
Ребята, вот и завершилось наше занятие, скажите, что вам больше всего понравилось? Что для вас было сложным? Что было легким? (Ответы детей)
Я хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня были музыкальными, внимательными, дружелюбными, активными и вручить вам сюрпризы-подарки из волшебного сундучка. (Раздача подарков).
Музыкальное прощание «До свидания»
Таким образом, уважаемые гости и коллеги, я надеюсь, что занятие помогло вам прочувствовать и убедиться в том, что современные музыкально–игровые технологии, несомненно, дают положительный результат.
У детей формируется устойчивый интерес к занятиям, развиваются воображение, творческая активность и желание музицировать. Применение инновационных технологий на практике эффективно помогает детям: чувствовать и понимать ритм, правильно воспроизводить ритмический рисунок мелодий, слов и слоговой структуры, передавать его в движении, в игре на музыкальных инструментах, развивать координацию движений и согласовывать свои движения в соответствии с характером музыки, развивать память и внимание, преодолевать речевые нарушения и раскрепощаться в общении.
Ставя точку в нашей встрече, хочу искренне поблагодарить вас за то, что вы выбрали время и приняли участие в нашей совместной работе. Своими впечатлениями о сегодняшнем занятии прошу поделиться на нотках, которые находятся на ваших стульях.