Екатерина Федотова
Конспект занятия «Прогулка в Осенний лес» с использованием ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Расширить и уточнить знания о природе. Продолжать развивать речь, слух, внимание, память, сообразительность, находчивость, воображение, логическое мышление; учить составлять предложения ; закреплять, умение делить слова на слоги; продолжать учить разрешать противоречия и проблемные ситуации; воспитывать у детей чувство сопереживания и любви к природе.
Методические приемы: Беседа, поиск ответов, загадки, рассматривание иллюстраций, исполнение песен, чтение стихов.
Словарная работа: Царит, ветла, роща, бор.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихов, разучивание песен, рассматривание картин, наблюдение на прогулке за изменениями в природе.
Материал: Пеньки березовые, бревно, листья разнообразные, грамзапись, грибы-муляжи, игрушечные елки, ветки березы и венок из листьев, разносы с яблоками, корзинка с шишками.
ЧАСТЬ 1. Дети входят в зал.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку в осенний лес. Просьба, в лесу вести себя хорошо, чтобы не мешать лесным жителям.
(Звучит музыка и дети в рассыпную гуляют по залу, рассматривают деревья, листья, грибы).
Воспитатель: Дети, давайте сядем и представим себя на лесной полянке в теплой солнечный день. В лесу царит (стоит преобладает) покой и тишина. Ребята, а как вы понимаете слово царит?
Это значит стоит, преобладает. (Повторить слово хором и индивидуально). Скажите, пожалуйста, а сидеть на лесной полянке – это хорошо, потому что…
Дети: Радостное настроение, можно послушать пение птиц, тишину, и т. д.
Воспитатель: Сидеть на лесной полянке – это и плохо, потому что….
Дети: Испачкаться можно, простудиться можно, мешаем лесным жителям и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Знаете почему хорошо и почему плохо сидеть на полянке.
Воспитатель: (Воспитатель ходит по залу и загадывает загадку).
Что случилось?
В чем тут секрет?
Где зеленый прячется цвет?
Все леса и ветла.
Дети: Это осень к нам снова пришла.
Воспитатель: А как вы понимаете слово ветла. Что это? Это ребята дерево, который растет на берегу водоема. Давайте хором повторим это слово несколько раз и индивидуально (спросить 2-3 человека).
Часть 2. Воспитатель: Вы правильно сказали, что сейчас осень.
А какая она Осень?
Дети: Тихая, грустная, печальная, нежная, красивая, дождливая …
Воспитатель: Осень должна быть дождливой? Как вы думаете почему?
Дети: Чтобы озимые взошли, чтобы земля пропиталась влагой, чтобы саженцы поднялись, чтобы астры поцвели подольше, чтобы грязь, пыль смыть с дорожек, с деревьев и т. д.
Воспитатель: Дети в то же время осень не должна быть дождливой. Как вы думаете почему?
Дети: Чтобы убрать и сохранить урожай, вскопать огороды, чтобы подготовиться к зиме, чтобы смогли на улицу пойти и т. д.
Часть3. (Дети садятся на пенки).
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились ваши ответы. Ребята, посмотрите сюда (на окно, пожалуйста. Желтая метелица сделала нам сюрприз, она сплела нам венок, давайте мы его прочитаем.
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно вы прочитали. А скажите мне, пожалуйста, сколько звуков в этом слове?
Дети: Четыре звука.
Воспитатель: Сколько букв в этом слове?
Дети: Пять букв.
Воспитатель: Сколько гласных звуков?
Дети: Два.
Воспитатель: Назовите гласные звуки.
Дети: О,Э.
Воспитатель: Почему называются гласными?
Дети: Потому, что их можно крикнуть, петь, тянуть.
Воспитатель: Сколько согласных звуков?
Дети: Согласных звуков два.
Воспитатель: Назовите согласные звуки.
Дети: С,Н.
Воспитатель: Почему называются согласными?
Дети: Потому что мешает рот, зубы, губы и т. д.
Воспитатель: На сколько частей (слогов) делится слово Осень?
Дети: На два.
Воспитатель: Какая первая часть?
Дети: О.
Воспитатель: Какая вторая часть?
Дети: Сень.
Воспитатель: Молодцы! А теперь придумайте предложение со словом «Осень».
Дети: Осень, наступила осень, красивая осень, я пойду осенью в школу и т. д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(ВСТАЛИ)
Воспитатель: «Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише.
Деревцо растет все выше,
А ребятки сядут еще тише».
(СЕЛИ)
4 ЧАСТЬ. Воспитатель: Дети, а какие осенние приметы вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: А какие поговорки и пословицы об осени вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: А кто знает стихотворение про осень?
(2 стихотворения)
Воспитатель: Исполняется песня журавушка. (Сидя)
Воспитатель говорит о характере песни. Словарная работа: «Роща тополей».
Воспитатель: А какие еще птицы улетают в теплые края?
Дети: Ласточки, грачи, лебеди, гуси, утки т д.
Воспитатель: Как называются эти птицы?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать вместе с нами?
Дети: Снегири, воробьи, голуби, сороки, синицы,дятлы.
Воспитатель: Как называются эти птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Молодцы! Много птиц вы знаете и перелетных и зимующих.
Часть 5. Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чудный лесовик».
В сосновом лесу живет лесовик, когда ему становится скучно, он собирает сосновые шишки. И собирал их так много, что можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесовик не знает, как бы вы их использовали?
Дети: Отдали бы ребятам из других д/садов. Привезли бы в город и раздали бы людям, оставили бы всем лесным жителям и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Сообразительные вы, чем лесовик. А как вы понимаете слово Бор? Бор- это лес (хоровые и индивидуальные ответы).
(Стук в дверь- появляется лесовик).
Лесовик: Вот и гости в мой пожаловали.
Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые.
Это я – седой старик
Называюсь лесовик
Этот лес я сторожу
За порядком я слежу.
Лесовик: Дети, а вы любите птиц, животных и растения?
Дети: ДА.
Лесовик: Ну, это мы сейчас посмотрим.
Загадаю я вам ребятки, мои волшебные загадки:
1. Что за дерево- и зиму и лето зелено? (Дети- елка, сосна)
2. Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка ядовитый…. (мухомор).
3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки, ни одной. (Еж)
Лесовик: Молодцы! Отгадали все мои загадки правильно. И за это я вам подарю шишки. Давайте с ними поиграем в игру : «Сосчитай шишки»
(2-3 раза)
Лесовик: Ну, а мне пора в свой лес, в сосновый бор. До свидания!
Воспитатель: Что же можно смастерить из этих шишек?
Дети: Лесовика, лисичку, грибочки, медведя, зайчика и т. д.
Воспитатель: Ну и нам ребята пора возвращаться в детский сад. Там, наверно, нас заждались. Вот мы и в детском саду.
Воспитатель: Очень много говорили об осени, а я хочу сказать про осень такие слова :
«Осень,осень ты богата
И обильна и щедра.
Высокими снопами
Обильными хлебами
И сочными плодами».
Исполняется песня : «Осень золотая» (Дети встают полукругом). В конце угощают яблоками.
Воспитатель: Ребята, вы мне очень понравились как вели себя в лесу, как отвечали, как читали стихи, как пели песни, как отгадывали загадки, как играли в игру. Молодцы!