Любовь Захаркевич
Конспект занятия «От зернышка до платья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка» муниципального района город Нерехта и Нерехтского района
Костромской области.
«От зернышка до платья»
(интегрированное занятие для детей средней группы)
Подготовила и провела :Захаркевич Л. В. воспитатель высшей категори
Цель: - Познакомить детей с народным праздником Параскевой – льняницей, с традициями (посиделки, льняные смотрины, вышивание обережных узоров, игры);
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „От зернышка до платья“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Образовательные :
- пополнить знания детей о процессе изготовления одежды в старые времена (посев льна, изготовление холста, украшение одежды – вышивка);
- Закреплять знания детей о женской и мужской одеждах прошлого;
- Активизировать в речи детей народные пословицы, слова – лён, холст,
ткацкий станок, оберег;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к предметам прошлого, восхищение женским трудом.
- воспитывать интерес к жизни наших предков.
Развивающие:
- развивать связную речь,
- развивать мышление, наблюдательность, умение сравнивать.
Материал:
-фото, иллюстрации ткацкого станка;
- льняное волокно, льняная кукла;
- холст, полотенца, рушники;
- иллюстрации женского и мужского русского костюмов и их силуэты (заготовки);
- краски, карандаши.
Предварительная работа:
- Разучивание народных игр «Я хорошая ткачиха», «Верёвочка»
- Разучивание пословиц о труде;
- Экскурсия в музей детского сада.
Ход непосредственно -организованной образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом, на столе изделия изо льна – льняное волокно, льняная кукла.
Воспитатель загадывает загадки.
Воспитатель : - Топили, топили,
колотили, рвали.
Крутили, ткали.
На столы клали? (лён)
Эти синие цветочки,
Превратят потом в сорочки.
И в простынки и в салфетки.
Что за цвет, в чём секрет? (лён)
Я сегодня вам расскажу, что такое лён? Как его выращивали, что из него делали?
Воспитатель предлагает рассмотреть, что у него на столе. Дети уточняют названия предметов, трогают, выясняют свойства льна – грубое, колется, не рвётся, тёмного цвета ит. д.
Воспитатель - : Посмотрите, это лён. Лён знали в различных странах. В нашем городе, его выращивали издревле. Сначала разбрасывали горстями по маленькому полю зерна, приговаривая: Зародился, мой льнище,
И долог и тонок.
Золотое корение,
В золотое семя!
Когда голубые цветки опадут, головки забуреют и подсохнут, лен выдергивали в снопы, приговаривая: «Ты, удайся мой, беленький лён». Лён очищали, пеленали, затем, чесали железным гребешком, делали льняные нити, ткали на ткацких станках полотно.
27 октября – народный праздник – Параскева – льняница, грязница. В этот день начинали ткать, трепать лён, готовить к пряже. Бабы и девки выносили лён на показ – «Льняные смотрины». На чём же ткали полотно раньше?
Дети: На ткацких станках.
Рассматривают фото, иллюстрации станка.
Игра «Я хорошая ткачиха»
Воспитатель : - Считали, Параскеву, своей заступницей, покровительницей женской зимней работы, в первую очередь пряжи. «На грязниху не бывает сухо». Холст получается тёмный, как же его отбеливали, как вы, думаете? (варианты детских ответов.)
Воспитатель : - Когда холсты были готовы, их «белили» - на морозе – снег, а летом на солнце. Холст становился белый. (рассматривают). Как вы, думаете, что делали из такого холста?
Дети - : Шили одежду.
Вос-ль: - Давайте рассмотрим русский народный костюм?
Рассматривают иллюстрации женского и мужского костюма, сравнивают.
Игра «Сравни костюмы»
Воспитатель : - А что ещё делали в старину из холста? (варианты ответов)
Воспитатель : - А делали, ребята, ещё полотенца, рушники, салфетки. Чем же их украшали?
Дети: - Вышивкой
Вос-ль:- Правильно. Вышивкой украшали одежду, скатерти, полотенца, подзоры.
Считали, что в красивом доме будет всё ладно да складно.
Рассматривание вышивки на фото, иллюстрации.
Воспитатель : - В каждой местности у мастериц – вышивальщиц были свои излюбленные цвета ниток и узоры. В нашей области вышивали петуха – красными нитями, красный цвет символ радости, солнца. Вышивка делалась «белым по белому», либо «красным полукрестом по белому». Невесты вышивали для женихов кисеты – мешочки для хранения табака. Мамы - детские рубахи. Такие узоры считались оберегами того, кто носил одежду, от зла. С обережной вышивкой хранили даже нитки – сила в них и защита. Где в наши дни вы, видели вышивку? (варианты детских ответов)
Рассматривание изделий с вышивкой - полотенца, рушники, наволочки.
Уточнение вышитого рисунка, цвета ниток.
Воспитатель : - Дожила вышивка и до наших дней, но до сих пор очень ценится ручная вышивка.
Во время работы девушки пели. На огонёк заглядывали и парни. Отложив дела, молодёжь играла, давайте и мы поиграем. В народе говорили: «Делу время, а потехе час».
Русская народная игра «Верёвочка»Дети после игры садятся.
Воспитатель : - Лён и холст, вышивка – хранят тепло женских рук. Много труда надо вложить, что бы получилась красивая одежда. Давайте вспомним народные пословицы о труде.
Дети: - Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
По работе и награда.
Дело мастера боится.
Глаза бояться, а руки делают.
Воспитатель : - А теперь я вам предлагаю тоже поработать. Давайте «украсим» нашу одежду.
Дети по желанию выбирают силуэты сарафанов, косовороток, скатерти и раскрашивают.
Роспись силуэтов одежды.
В конце занятия, организуется выставка одежды. Дети вспоминают, как выращивали лён, ткали холсты, традиции народного праздника – Параскевы – льняницы, уточняют элементы рисунка на силуэтах одежды.