Наталья Хитрова
Конспект занятия на тему: «Кубанские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью и бытом кубанского казачества, его традициями, с предметами декоративно-прикладного искусства Кубани. Познакомить с новыми и закрепить уже знакомые детям прибаутки и частушки, казачьи игры и забавы. Создавать в сознании детей образ широкого, раздольного, веселого кубанского края.
Воспитывать гордость за родной край.
Активизация словаря: простор, «вольные люди», атаман, казаки, храбрые, удалые, умелые, курень, чеканка.
Публикация «Конспект занятия на тему: „Кубанские посиделки“» размещена в разделах
Оборудование: записи кубанских народных песен «Распрягайте, хлопцы, коней» обр. Захарченко, «Посею лебеду на берегу», «Ой на горе калина»; салфетки, изделия вышитые «крестиком», изделия из цветных лоскутков, чеканка, изделия вырезанные из дерева, фотогра-фии и картинки оружия; шапочка для игры «Петух», группа украшена под казачий курень.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о казаках, предметах быта, убранства домашнего очага, прослушивание кубанских народных песен, выучить с детьми частушки, пословицы и поговорки о труде.
Ход занятия:
Звучит кубанская народная песня «Распрягайте, хлопцы, коней» в исполнении Государственного казачьего хора, под управлением В. Захарченко.
Воспитатель: В старину, долгими зимними вечерами на нашей ку-банской земле собирались люди в большом доме – казачьем курене на посиделки. Там они шили, вышивали, рассказывали сказки, пели песни и частушки, танцевали и играли в игры. Так веселее было работать и быстрее проходил вечер. Мы с вами тоже устроим посиделки. Приглашаю вас в казачий курень!
Дети рассаживаются.
Воспитатель:
- Сначала мы с вами вспомним историю. А вы мне будете помогать.
- Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда гор-дые, непокорные люди, которым плохо жилось на родине и которые очень ценили свободу. Места эти им очень понравились, простор был большой. Власти над ними никакой не было. От этого их и прозвали… Как?
Дети: казаками.
Воспитатель: по-татарски это значит «вольные люди». На войне всем командовал атаман, а в мирное время - круг: собрание казаков. Шло время. Стали казаки верно служить кому?
Дети: русскому царю.
Воспитатель: Как служить?
Дети: воевать, открывать новые земли, стеречь границы.
Воспитатель: и расселились казаки по всей по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были эти люди какие?
Дети: удалые, смелые, храбрые, умелые, веселые.
Воспитатель: умели казаки воевать славно и жить ладно. Дети ку-банских казаков любили играть в разные игры, как говорили в старину «свои косточки размять, удаль в играх показать».
-Я приглашаю вас на игру «Андрей-воробей», повеселимся и потешимся.
(Руки на поясе, притопы)
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок
Не тупи носок.
Пригодится носок
Клевать колосок.
Воспитатель: ребята, на кубанских посиделках молодежь и взрослые занимались вышиванием «крестиком». (Показ) А для чего вышивали?
Дети: создавали красоту.
Воспитатель: шили предметы из цветных лоскутков (показ). Какие предметы можно сшить из цветных лоскутков?
Дети: одеяла, подушки.
Воспитатель: мужчины на Кубани славились резьбой по дереву, чеканкой, изготавливали оружие (показ). Даже во время отдыха казаки не сидели сложа руки, а изготавливали нужные вещи. Конечно, рядом с человеком всегда была песня. Давайте послушаем и подпоем казачью народную песню «Посею лебеду».
Воспитатель: кто хочет удаль в играх показать? (Дети народной считалкой выбирают водящего).
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня того поймает
С нами в «Петуха» играет.
Игра «Петух»
Тру-тух, трух-тух,тух (дети идут по кругу, высоким шагом)
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит
На весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит (дети бегут)
«Ку-ка-ре-ку!». (петух ловит)
Воспитатель: в кубанских казацких песнях с особой любовью и теплотой воспевается образ женщины, которую сравнивают и с красным солнышком, и с ясной зорькой, стройной вишней, весной, голубкой, и с цветущей калиной.
Песня «Ой на горе калина»
Воспитатель: кубанские казаки издавна славились своим трудолю-бием. Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
*Без дела жить, только небо коптить.
*Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
*Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
*Скучен день до вечера, коли делать нечего.
*Труд кормит, а лень портит.
*Сделал дело – гуляй смело.
* Маленькое дело лучше большого безделья.
Воспитатель: конечно же ни одни посиделки не обходились без частушек. И у нас есть знатоки частушек.
- Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать гостей.
Дети исполняют частушки
Балалаечка-гудок
Свое дело знает.
Она в Васиных руках
Хорошо играет.
Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги.
Оглянулась я назад
Сапоги мои лежат.
Ахи-ахи-ахоньки,
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Хорошо она поет,
Хорошо и топает.
Посади ее за стол
И барана слопает.
Приходите меня сватать
Я уже богатая –
Две собаки на цепи
И коза рогатая.
Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы пропели вам сегодня
Новые частушки.
Воспитатель: вот и закончились наши кубанские посиделки. До следующей встречи!
(Звучит музыка «Распрягайте, хлопцы, коней»).