КОЛМАКОВА МАРГАРИТА
Конспект занятия по ФКЦМ «Как рождается дождь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как рождается дождь?»
Форма работы: ООД на тему: «Как рождается дождь?»; стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Задачи:
1) Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состояние в разные времена года;
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ „Как рождается дождь?“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
2) Познакомить детей с образование дождя, его характером в зависимости от сезона года;
3) Выяснить значение дождя для животных и растений.
4) Закрепить понятия «грибной дождик», «проливной дождь», «ливень»;
5) Воспитывать у детей любознательность, интерес к новым знаниям.
Развивающая среда, продукты детской деятельности:
Глобус – модель земного шара; дидактические картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).
Ход занятия:
Предварительная работа (педагог заносит снег в ведре перед началом занятия и обращает внимание детей на этот факт).
Ребята здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом с помощью стихотворения с жестами и движениями. И каждый раз при встрече мы будем здороваться одинаково.
- Здравствуй солнце золотое, (подняли правую руку и голову вверх)
- Здравствуй небо голубое, (подняли левую руку вверх)
- Здравствуй, вольный ветерок (качают из стороны в сторону поднятые руки)
- Здравствуй, маленький дубок (соединили руки, имитируя дерево)
- Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в сторону)
- Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают низкий поклон)
Дети вместе с педагогом просматривают картины, о разном состоянии воды в разное время года. Еще раз напомнить детям о том, что снег, туман, иней, сосульки, лед, морозные узоры – это все вода.
1. Работа с глобусом.
Рассмотреть глобус – макет земного шара.
• Почему на глобусе так много голубой краски? (Голубой цвет – это вода. Воды на земле намного больше, чем суши).
• Каким цветом обозначается суша на глобусе? (Суша на глобусе обозначена желтой, зеленой, коричневой краской).
• Что обозначено на глобусе белым цветом? (Белым цветом на глобусе обозначена вечная мерзлота).
Для того, чтобы детям было легче представить сколько же воды на Земле, взять в качестве модели Земли яблоко. Яблоко разрезать на 4 части. Одна часть яблока – это суша, три другие – вода. Вывод: на нашей земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, но вода в них не такая как в реках и озерах. В океанах и морях вода соленая (дети пробуют подсоленную воду из стаканчиков). В реках, озерах и прудах вода пресная (дети пробуют пресную воду).
Какую воду пьют люди? (пресную, но ее обязательно надо кипятить)
Почему нельзя пить соленую воду?
Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70 % состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)
В каком состоянии вода присутствует в разное время в природе)
Пальчиковая гимнастика: А. Тараскин.
Сколько знаем мы дождей?
Посчитаем поскорей: дождик с ветром, дождь грибной.
Дождик с радугой – дугой, дождик с солнцем,
Дождик с градом, дождик с рыжим листопадом.
Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу»
Педагог предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь). Педагог произносит волшебные слова и игра начинается. Педагог говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
2. Просмотр видеосюжета о рождении дождя. («Мизяка-дизяка», Путешествие капельки)
- как рождается дождь?
- где собираются капельки воды, и что происходит потом? (капельки воды собираются в облаках, когда капелек собирается достаточно много, то идет дождь)
- какие виды дождя вы знаете? (грибной, проливной, ливень)
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
На столах перед детьми лежат подносы с губками.
• На что эти губки похожи? (на облака) Педагог предлагает сжать губку.
• Почему из такого «облака» не идет дождь? (потому что губка сухая)
• Предложить детям добавить воды из стаканчика на губку, сжать ее. Что происходит, если губку сжать? (получается дождь, но его еще мало)
• Как можно назвать такой дождик? (грибной) Затем на облако вылить всю воду из стаканчика. Чтобы помочь воде пропитать облако, можно слегка нажать на губку.
• Что произойдет, если сжать облако? (пойдет сильный дождь)
Вот так все происходит и в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда их становится слишком много, идет дождь.
4. Рефлексия
Дети отвечают на вопрос педагога: «Сможете ли вы рассказать своим товарищам или родителям о том, где рождается дождь, какой бывает вода и какое значение имеет вода для всего живого на земле?»
Далее, педагог обращает внимание на тучку (муляж, которая висит на шторке. «Дети посмотрите, к нам прилетело облачко! Давайте посмотрим, неужели оно нам дождь принесло?»
Дети подходят к облачку и обнаруживают там книжки-раскраски (сюрпризный момент).
Дети благодарят облачко и прощаются с ним.