Галина Рыбакова
Конспект занятия по ФКЦМ «Не случайно в слове — Руза, есть многое от слова Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
(Патриотическое воспитание)
«Не случайно в слове – РУЗА,
есть многое от слова РУСЬ!»
Воспитатель высшей категории:
Рыбакова Г. В.
г. Руза.
2018 год.
Цель: Цель: обобщить представлений детей о родном городе.
Задачи.
Образовательные:
- Обобщить знания детей о городе;
- Вызвать интерес к истории г. Руза;
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ „Не случайно в слове — Руза, есть многое от слова Русь“» размещена в разделах
- Уточнить знание детей о названии родного города;
- закрепить знание о гербе города.
- учить отвечать на вопросы полными предложениями,
- закреплять умение детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение,
Развивающие:
- развивать связную речь,
- развивать память, мышление, умение слушать.
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; умение выражать свои мысли.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
- вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом,
- воспитывать любовь к родному городу.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней (не ломать кусты, деревья, не мусорить, не рвать цветы).
Материал: Географическая карта города Рузы и России, герб города, картинки и фотографии прошлого и современного города, старинная утварь сделанная руками мастеров, магнитофон с записью гимна России.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о г. Руза, экскурсия по городу, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников, слушание песен о Рузе, рисование на тему «Наш родной город», «Герб моей семьи».
Словарная работа : малая Родина, герб, гимн, Россия, ружанин.
Структура занятия :
1. Вводная часть: (длительность 2 мин.)
Цель: Приветствие.
2. Основная часть: (длительность 30 мин.)
Цель: Реализация задач программного содержания.
1. Беседа о России.
2. Беседа о городе Рузе.
3. Беседа о истории города.
4. Рассказ о гербе города.
5. Рассматривание слайдов экскурсий с видами г. Руза.
6. Физкультурная минутка «Мой город».
7. Дидактическая игра «Где произвели эту продукцию?» или «Найди своё место».
8. Знакомство с поэтами города Рузы.
9. Рисование символа «Я люблю Рузу!»
3. Заключительная часть: (длительность 2 мин.)
Цель: Подведение итога занятия.
Правила поведения в городе.
Ход НОД:
I Вводная часть. Приветствие.
Дети встают в круг и читают хором стихотворение с использованием мнемотехники:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель:
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
II Основная часть.
1. БЕСЕДА О РОССИИ!
1. Ребенок читает стихотворение: Артём К.
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
2. Ребенок читает стихотворение: Арина Л.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
Воспитатель:
- Наша страна, в которой мы живём, называется – РОССИЯ! (воспитатель показывает на карте).
- Значит, мы все РОССИЯНЕ!
- Посмотрите, какая она огромная
3. Ребенок читает стихотворение: Агата.
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна Русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют!
Ребё нок: Арина А.
4. Посмотрите, сколько на карте России городов.
Самый главный город – столица России. Столица России -… (Москва)
В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков.
5. Ребё нок: Данил.
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
- Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
2. БЕСЕДА О РУЗЕ. (ВВОДНАЯ ЧАСТЬ).
Воспитатель:
-Здесь есть и наш город, в котором мы живём.
- Как называется наш город?
-Как называют жителей нашего города Руза? (РУЖАНЕ)
- Флажком отметим наш город на карте России.
6. Ребенок читает стихотворение: Илья.
Средь городов, воспетых музой,
Есть краше, спорить не берусь.
Но не случайно, в слове «Руза»
Есть многое от слова «Русь»!
Воспитатель:
- Мы сегодня поговорим о Рузе.
1. СЛАЙД «Руза с птичьего полёта» «Заречье»
- Посмотрите на наш город с высоты птичьего полёта.
- Мы видим много частных домов, они построены около реки, называется этот район – Заречье!
2. СЛАЙД «Город»
Воспитатель: - Теперь мы видим другую Рузу - многоэтажную, это наш город
7. Ребенок читает стихотворение: Максим А.
Есть в России, в ближнем Подмосковье,
Город, сердцу неизменно дорогой-
Наша Руза! Мы с восторгом и любовью
Восхищаемся тобой!
3. СЛАЙД «Указатель города».
Воспитатель:
- Вы видите указатель нашего города: «РУЗА»!
Это начало города. Немного истории :
3. ИСТОРИЯ ГОРОДА.
4. СЛАЙД. «Городок – начало истории Рузы»
8. Ребенок : Никита.
Город Руза получил своё название от реки, на которой был построен. По одной из версий, оно происходит от слова - «рубеж», то есть, нечто отделённое, город находился на границе Московского княжества. По татарско – монгольской версии «Руза» - значит «ЗАМОК».
5. СЛАЙД: «Городок»
Воспитатель:
Былая крепость - Рузский кремль, именуемый Городком, высится холмом высотой 40 метров над рекой. Городок – это уникальное творение древности. Крутые и высокие склоны обеспечивали круговую оборону. Бревно, пущенное сверху, давило, как мух, любые скопления врагов. И до тех пор, пока не придумали огнестрельное оружие, эту крепость взять было почти невозможно!
9. Ребенок читает стихотворение: Алёна.
Кругом поля, леса, луга.
Вдали деревня, за деревней.
И с городища Рузы древней,
Видна Московская земля!
10. Ребенок читает стихотворение: Костя
Наш город Руза – город древний,
Объятый стариной седой
Здесь славные Богатыри стояли,
За город наш стеной!
6 СЛАЙД и 7 СЛАЙД:
Воспитатель:
У каждого из нас есть своя дата рождения.
Кто знает свою дату рождения? (ответы детей)
Наш город родился в 1328 году. В этом году нашему городу исполняется 690 лет!
4. БЕСЕДА О ГЕРБЕ ГОРОДА,
8 СЛАЙД: Герб города РУЗА.
Воспитатель: У каждого города есть свой герб. Есть герб и у нашего города.
11. Ребенок Варвара.
Красный цвет - символ красоты, праздника, жизненной силы, а так же боевые и трудовые достижения местных жителей.
12. Ребенок Артём Г.
Серебро - символ чистоты, ясности, открытости, божественной мудрости, невинности.
13. Ребенок Вадим.
Золото - символ богатства, прочности, стабильности и процветания.
.
14. Ребенок читает стихотворение: Максим Г.
Четыре скрещённых меча –
Таков старинный герб у Рузы,
Он воплощение союза
Меча и крепкого плеча.
15. Ребенок читает стихотворение: Арсений.
Гляжу в века из под десницы,
Москва – плечо, а Руза – меч,
Готовый всех врагов отсечь,
От русской молодой столицы!
Воспитатель:
С тех прошло почти 7 веков - 690 лет. Как мы с вами растём с каждым днём, становимся старше, выше, так и наш город «растёт». Из небольшого ГОРОДКА, наш город вырос в красивый город.
5. РАССМАТРИВАНИЕ СЛАЙДОВ ЭКСКУРСИЙ С ВИДОМ РУЗЫ.
16. Ребенок читает стихотворение: Настя.
Наш город краше год от года,
И пусть неважная стоит погода,
Мы видим, как он изменился,
Как преобразился!
Воспитатель: Мы с вами обошли весь город! По фотографиям узнайте, где мы были!
Показ фотографий экскурсий по городу.
6. ФИЗМИНУТКА. "Мой город"
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу) Люблю смотреть, (изобразить «бинокль») Люблю считать. (шевелят пальчиками) Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого) А «Дом торговли» - два, Три – фонтан-удалец, Четыре – Водный наш дворец. Пять – по парку я гуляю, Всякий уголок в нем знаю. Шесть – на стадион хожу, Там с коньками я дружу. Семь – конечно, детский сад, Сюда хожу пять дней подряд. Восемь – детская площадка, Здесь качели и лошадка.
7. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО».
Воспитатель: Мы гордимся, что живём в городе Руза!
Чем ещё гордимся в своём городе?
17. Ребенок читает стихотворение: Дима.
Мы гордимся сытым рузским хлебом,
И полезным вкусным молоком,
Чистым воздухом и мирным, светлым небом
Счастьем жить в краю родном!
Воспитатель: Что производят в нашем городе, какую выпускают продукцию? (ответы детей)
Дидактическая игра: «Где произвели эту продукцию?» (дети берут картинку и вешают на нужную сторону доски)
8. ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ ГОРОДА РУЗЫ.
18. Ребенок читает стихотворение: Даша.
Наша Руза, наша Руза так красива!
Здесь живёт трудолюбивый и талантливый народ.
И о Рузе – малой родине России,
Душа русская ликует и поёт!
Воспитатель:
Народ у нас очень талантливый. Стихотворения, которые сегодня прозвучали – написаны нашими земляками. Кто такие ЗЕМЛЯКИ? (ответы детей)
Показ слайдов с портретами поэтов.
ВЛАДИМИР БИРЮКОВ
ЕЛЕНА УВАРОВА
ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ
ЮРИЙ ЛЕДНЁВ
НИКОЛАЙ АЛЁШИН
АЛЕКСАНДР ДОЛЯ
ЮРИЙ УГРОВАТЫЙ
10. РИСОВАНИЕ РИСУНКА «Я ЛЮБЛЮ РУЗУ!»
Воспитатель: Сейчас выразим свою любовь к городу Рузе в виде рисунка:
мы нарисуем «Я люблю Рузу!»
(Выполнение работ).
III Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с этим заданием. Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года? (ответы детей)
Дети:
Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Ребё нок читает стихотворение: Саша.
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живёт!
Пусть растёт
Городок наш скромный!
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.