Бывальцева Анна
Конспект занятия «Хлеб всему голова» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
«Экспериментирование с мукой. Почему у хлеба разный цвет»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
– Познакомить со свойствами муки.
- Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
Публикация «Конспект занятия „Хлеб всему голова“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы.
- Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
- Развивать внимание, мышление, память, речь.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Атрибуты: хлеб ржаной и пшеничный, зерна гречки, пшеницы, ржи, овса, кукурузы, ноутбук, проектор, лупа, тарелки, кофемолка,фартуки, сито, стаканчики, ложки,салфетки,дрожжи -O-,сахар, теплая и холодная вода,соленое тесто, доски для лепки, стеки.
- Сегодня в магазине я купила две булки хлеба – вот они (показывает ржаной и пшеничный хлеб).
- Все вы видели и ели такой хлеб раньше? (Ответы детей). Чем они похожи? (Ответы детей) А чем отличаются? (ответы детей). Сегодня мы с вами, ребята попробуем подробно узнать почему у хлеба разный цвет и приготовить ржаной и пшеничный хлеб самим и попробовать его на вкус прямо здесь – в группе!
Ребята, скажите, из чего печется хлеб? (Ответы детей). Правильно - из муки, а муку перемалывают из чего? (Ответы детей) Давайте посмотри, как это происходит.
Показ презентации
Воспитатель: Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.
Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, мельники, пекари, водители, продавцы. Нужно беречь их труд, с хлебом обращаться бережно.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
Воспитатель: Сейчас мы с Вами рассмотрим, какое бывает зерно.
В тарелках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются.
Дети: Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка, рожь.
Воспитатель: А как будет называться мука
из пшеницы (пшеничная)
из овса (овсяная)
из риса (рисовая)
из гречки (гречневая)
из кукурузы (кукурузная)
из ржи (ржаная)
Ребята, в нашей стране самая распространенная мука это пшеничная и ржаная. Посмотрите, вот такой хлеб выпекают из этих видов муки. Как вы думаете, а мука будет какого цвета, такого же, как хлеб?
Дети отвечают
Вывод: зерна отличаются по цвету, форме и размеру. Ржаные зерна меньше, темнее, округлой формы. Пшеничные зерна светло-желтого цвета, продолговатой формы и крупнее.
Ребята, вспомните, как из зерен получить муку? (Ответы детей). Верно, зерна нужно перемолоть. Если перемолоть пшеничные зерна – мука получится белой (пшеничная). Если перемолоть зерна ржаной муки – мука получится темной (ржаная мука).
Кофемолка
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит тарелка, накрытая салфеткой. Хотите узнать, что я скрываю? Я обязательно вам покажу, если вы угадаете загадку.
Мельник взял мешок зерна,
Положил на жернова.
Завертелась мельница -
Зёрна перемелются,
И получится тогда -
Вместо зернышек.
Дети: Мука
Воспитатель: Правильно. А для чего нужна мука?
Дети: Для того чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.
Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия. А чтобы это сделать, нужно хорошо знать свойства муки.
Практическая часть
Воспитатель: Предлагаю изучить свойства муки.
Пройдите в нашу лабораторию, наденьте фартуки. Посмотрите, что у нас на столах?
Дети: Тарелки с мукой, ложки, стаканчики, ситечки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки. Давайте подойдем к первому столу в нашей лаборатории!
Опыт №1 «Запах»
Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?
Дети: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.
(Ставим обозначение «Мука имеет запах») – обозначение может быть в виде иллюстрации, можно нарисовать мелом обозначение на доске или предложить детям придумать обозначение самим.
Опыт № 2 «Сыпучая»
Воспитатель: Возьмите ложечку муки, просейте через ситечко. Что происходит с мукой?
Дети: Сыплется.
(Ставим обозначение «Мука сыпучая».)
Опыт № 3 «Мягкая»
Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая?
Дети: Легкая, мягкая, пышная, гладкая, воздушная
(Ставим обозначение «Мука – мягкая, пушистая».)
Опыт № 4 «Растворяется в воде»
Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?
Дети: Растворилась
(Ставим обозначение «Растворяется в воде»)
Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?
Дети: Получилось жидкое тесто.
Воспитатель: Какое стало тесто?
Дети: Тесто тягучее, липкое, плотное, густое.
Воспитатель: Таким образом, замешивают тесто для выпечки.
(Ставим обозначение «Мука + вода = тесто»)
Опыт № 5 «Как сделать дрожжевое тесто»
Воспитатель: Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
Давайте пройдем за другой стол.
Ребята, я замесила такое тесто как у вас в двух стаканчиках.
Сейчас, в стаканчик №1 добавим немножко сахара и дрожжей. И оба стаканчика поставим в чашку с теплой водой. И немножко подождем.
Физкультминутка
- Ой, ладушки – ладушки
Мы печем оладушки (хлопки ладонями).
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно (имитирует помешивание по кругу).
Тесто выпало на стол,
Тесто шлепнулось на пол (присели)
Тесто убежало,
Начинай сначала (легкий бег).
или
Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)
Из чего пекут хлеб? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – выросло в поле
Кто его посеял? – хлеборобы.
А где пекут хлеб? – в пекарне.
А где мы покупаем хлеб? - в магазине
Какое вы знаете зерно? - Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха.
Далее можно использовать иллюстративный материал
Воспитатель: Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные мучные изделия – кондитерские, хлебобулочные, макаронные. Назовите, какие вы знаете кондитерские изделия.
Дети: торт, пирожное, вафли, печенье, пряники.
Воспитатель: А какие знаете хлебобулочные изделия?
Дети: Хлеб, батон, булочка, ватрушка, рогалики, бублики.
Воспитатель: Какие знаете макаронные изделия?
Дети: вермишель, рожки, ракушки, спагетти, лапша, салма.
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали.
Воспитатель: Недаром в народе говорят:
Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Кто? Это – трактористы, комбайнёры, мельники, пекари, водители, продавцы.
Нужно беречь их труд, с хлебом обращаться бережно.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим тестом, которое мы оставили в теплой воде. Что мы видим?
Дети: В первом стаканчике, куда мы добавили дрожжи, тесто поднялось, а во втором нет.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать?
Дети: Именно дрожжи и сахар делают тесто пышным и воздушным.
(Ставим обозначение «Тесто+дрожжи+сахар= дрожжевое тесто»
Воспитатель: Тесто, в которое добавляют дрожжи, называется….
Дети: дрожжевое
Воспитатель: Из него пекут пироги, пирожки, хлеб.
А еще можно приготовить соленое тесто? Как вы думаете, что в него добавляют?
Дети: Соль.
Воспитатель: Правильно, в него кладут очень много соли. А как вы думаете, можно такое тесто есть?
Дети: Нет, оно слишком соленое.
Воспитатель: Да, зато из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место для просушки. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игр, например в " Магазин".
Я приготовила для вас соленое тесто, сейчас мы с вами будем лепить мучные изделия. Но сначала вспомните правила работы со стекой.
Слепить можно разные мучные изделия. Для того чтобы получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца (показ). А если скатать длинный цилиндр, то получится рулет.
Возьмите тесто, подумайте, что вы будете лепить, и можете приступать к работе.
Воспитатель: Теперь нужно положить наши изделия на теплое место, когда они высохнут, ими можно будет играть.