Светлана Погорелова
Конспект занятия «Богатыри земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников. Познакомить с героическим прошлым русского народа Древней Руси, великих русских богатырей - защитников земли русской.
Задачи:
-Оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Микуле Селяниновиче, Садко.
-Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.
-Познакомить детей с оружием богатырей.
Публикация «Конспект занятия „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах
-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.
-Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.
Активизация словаря:
Богатырь, кольчуга, доспехи, шлем, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, щит.
Предварительная работа.
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
Чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Садко», «Микула Селянинович».
Подбор пословиц и поговорок о силе русских богатырей, о Родине, о дружбе.
Оборудование.
Иллюстрации богатырей Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит и т. д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружье, винтовка, автомат и т. д.) ; карточки с изображением костюмов богатырей, речка, мост.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня совершим путешествие в прошлое. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: У каждой страны, даже самой маленькой, есть своя армия. Как вы думаете, для чего она нужна?
Дети: Защищать страну.
Воспитатель: Верно, армия нужна для того, чтобы защищать свою землю.
С давних пор так повелось на Руси: как только приходил враг на нашу землю, поднимался народ - и вставал на борьбу со злым врагом. Как вы думаете, как в те времена назывались защитники отечества?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. Богатыри - это герои русских былин, могучие и бесстрашные воины, обладающие силой великою и добрым сердцем.
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Богатырь - вот он каков
(Показывают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастем, и мы, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: И нас, как богатырей, ждёт первое испытание. Давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что богатырь должен надеть?
Задание 1: " Собери богатыря в дорогу "
Ход игры.
На столе лежат карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды. Детям предлагается выбрать и разместить на доске одежду богатыря.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с первым испытанием. Но впереди нас ждёт ещё одно. Наш богатырь в доспехах, но ему чего-то не хватает.
Дети: Оружия.
Воспитатель: Правильно.
Задание 2: "Найди оружие".
Ход игры.
На столе лежат карточки с изображениями оружия богатыря и современного оружия. Детям предлагается выбрать и распределить оружие.
Воспитатель: Ребята, оружие у богатырей было тяжёлое, и чтобы его держать, надо быть сильным. Поэтому богатыри каждый день делали зарядку. Давайте и мы не будем лениться.
Физкультминутка "Богатыри".
Дружно встанем раз-два-три- (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим (Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу (Руки вверх)
Воспитатель: Теперь мы с вами стали сильными и обязательно справимся со следующим испытанием.
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
Задание3: «Мостик»
Ход игры.
Нужно сказать пословицы о Родине, о дружбе, о смелости и пройти по мосту.
Воспитатель: Ребята и с этим испытанием вы ловко справились. А сейчас вас ждёт головоломка. Надо вспомнить, какой богатырь с кем боролся.
Задание 4 «Головоломка»
Ход игры.
Детям предлагается разместить картинки с героями.
Воспитатель: Мы с вами уже прошли четыре испытания, но впереди нас ждёт самое трудное. Справитесь?
Дети: Да.
Задание 5:«Найди богатыря»
Ход игры.
На доске портреты богатырей под цифрами. Дети отгадывают, о каком богатыре идет речь и переворачивают портрет.
Вопросы: 1. Почти 30 лет на печи пролежал один из русских богатырей. Заставили его калики перехожие, выпить воды студеной колодезной, да и поднялся он нести службу богатырскую(6) (Илья Муромец
2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)
3. Какого богатыря звали на Руси "тихим"? (5) (Добрыня Никитич)
4. Рязанский богатырь, со своей дружиною уничтоживший огромную силу в Золотой орде? (1) (Евпатий Коловрат)
5. В славном городе Ростове у попа был сын. Грамоте он не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать (3 (Алеша Попович).
6. О чьей силе говорится в былине: «Землю пашет, борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?
Дети: Картина.
Воспитатель: Кого вы видите на этой картине?
Дети: Трех богатырей.
Воспитатель: Знаете ли вы, как зовут богатырей?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: А знаете ли вы, из каких славных городов эти богатыри?
Дети: Илья Муромец из города Муром, Алеша Попович из Ростова, Добрыня Никитич из Рязани.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, отлично справились со всеми испытаниями. Вот и подошло к концу наше путешествие. А теперь нам пора в детский сад, давайте скажем дружно «Раз – два – три, в детский сад вернулись мы».
Дети произносят волшебные слова.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.
А что же больше всего вам понравилось? Что запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно. А на память о нашем путешествии примите рисунки богатырей. Их доспехи вы можете раскрасить.