Гром Вера
Конспект занятия на преодоление обид «Радость»
Цели: познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
Оборудование: пиктограмма «радость»; картинка с изображением веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушный шарик или мяч; альбомы, цветные карандаши.
Публикация «Конспект занятия на преодоление обид „Радость“» размещена в разделах
Ход занятия
Педагог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу и поздоровается с ним, и так далее, пока все не поприветствуют друг друга по кругу. (Дети выполняют задание)
Знакомство со сказочной страной и ее королем
Педагог: А сейчас мы отправимся в сказочную страну «Чувств» Ритуал входа в Сказочную страну: Я каждому дам в ладошку, а вы сразу зажмите его в кулачок. Осторожно, не показывая другим, рассмотрите свой секрет. Ваши «секреты» не простые, а волшебные. Они обладают тайной секретной силой, сожмите его в кулачке и слушайте внимательно!
«Где-то далеко-далеко, а может быть, совсем рядом, есть удивительная страна. Есть там река, есть и горы, есть темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. Правит этой страной Король. У него есть множество слуг и придворных. Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них по-лучается лучше всего, и оценивает ее по достоинству. Как вы думаете, где живет Король? Конечно же — во дворце!»
У Короля немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые Чувствами. Пришло нам познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть. Злость, Страх, Обида, Вина и Интерес. Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Радость.
-— Как выдумаете, что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?
Конечно, он радуется, но как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?.
(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)
— Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.
Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость?
Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость?
Что подают к столу, когда в гостях Радость?
А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку?
Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости, когда и как это происходит?
Слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но скажите, пожалуйста, что будет с Королем, сели слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
Конечно, ВЫ правы. Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?
Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством — МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить.
— Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодиться нам в жизни? В каких случаях? Было ли с вами такое, что вы забывали Меру?
Педагог. А теперь послушайте эту музыку (включается запись веселой музыки). О чем вы думали, когда слушали музыку? Что чувствовали? Что хочется делать под эту музыку? Я предлагаю вам под эту музыку потанцевать (повторное включение аудиозаписи). Вы обратили внимание, какие лица у вас были, когда вы танцевали? Именно так вы выражали радость, хотя каждый из вас во время танца выражал радость по-своему.
А теперь послушайте стихотворение.
«Две сестры глядят на братца»(А. Барто)
Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки. Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок — Он чихнул, как взрослый!
Педагог. Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего маленького братца? Наверное, выражение лица у них было такое же, как у этой девочки (демонстрируется изображение веселой девочки). А вот так можно нарисовать настроение «радость» (демонстрируется пиктограмма «радость»).
Давайте попробуем сделать такое же выражение лица.
Упражнение «Зеркало» Я вам по кругу буду передавать зеркало, а вы порадуетесь, как эта девочка: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. (Дети по очереди выполняют задание.)
Игра «Клоун Тяп-Ляп». Сегодня к нам в гости пришел клоун Тяп-Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать, умеете ли и вы смеяться, радоваться, веселиться. Он предлагает вам поиграть с воздушным шариком. (Дети играют с шариком или мячом.) Да, клоун увидел, что вы, ребята, действительно умеете радоваться, и ему это очень приятно.
Клоун хочет спросить у вас, когда и над чем вы любите смеяться? (Ответы детей.)
А теперь клоун Тяп-Ляп предлагает вам пофантазировать.
Этюд «Золотые капельки». Представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь! ( Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)
Этюд «Цветок». А теперь представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.
( Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить; затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны — цветок расцвел. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.)
Рисунок «Оживи кружочки». О каком настроении мы говорили сегодня? Давайте попробуем нарисовать Колобка с таким настроением. (Демонстрируется пиктограмма «радость».) Рассмотрим внимательно эту картинку. А теперь нарисуйте этого веселого Колобка у себя в альбомах.
Домашнее задание для родителей
1. Прочитайте ребенку стихотворение: «Кораблик» :
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан! (А. Барто)
2. Побеседуйте с ребенком о прочитанном. Спросите, какое было настроение у мальчика? Почему он так думает? Спросите у ребенка, когда у него бывает радостное настроение.
3. Выучите с ребенком стихотворение «Кораблик» А. Барто.
4. Предложите ребенку нарисовать веселое солнышко и раскрасить его.